Накануне Международного женского дня Государственный музей истории религии открыл выставку, посвящённую женскому началу и его многообразным, волнующим и пленительным, воплощениям в таких религиях Востока, как индуизм, даосизм и буддизм. На выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции музея: запечатленные в металле и на бумаге образы богинь и бодхисаттв, являющихся идеальным проявлением женской природы. Большинство предметов экспонируются впервые.
Четыре раздела выставки представляют все многообразие женских образов Индии, Китая, Японии, Тибета и др.
Мирным образам богинь, которые в религиях Востока выражают идею умиротворения, покоя и милосердия, посвящен первый раздел выставки. В индуистском пантеоне милостивая великая богиня Деви (образ которой восходит к древней богине-матери) и множество региональных и местных богинь, которые признаются ее манифестациями олицетворяют плодородие, изобилие, охраняют религиозные и семейные законы, являются символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. В буддизме образы всех мирных богинь объединяет красота умиротворения, спокойствия, гармонии внутреннего состояния, называемого просветлением и нирваной.
Второй раздел выставки составляют парные образы божеств, которые выражают идею гармоничного сочетания противоположных начал, энергий, взаимодополняющих друг друга. В земной жизни их соединение реализуется в семейных парах, что нашло выражение в индуизме: каждый из трех основных божеств – Брахма, Вишну и Шива – имеют преданную супругу (Сарасвати, Лакшми и Парвати соответственно). В буддизме слияние мужского и женского божества служит символом единства сострадания и мудрости. Характерной иллюстрацией этого положения является хромолитографии конца XIX – нач. XX вв. из коллекции И.П. Ювачева, например «Шива и Парвати», изображающая мифологический сюжет о встрече бога Шивы с будущей супругой. Космическое единство мужского и женского в китайской культуре выражено в символе Инь-Ян, в тибетской – в изображениях Солнца и Луны. Среди китайских народных божеств, одним из самых почитаемых является бог домашнего очага Цзао-ван с супругой. Их парное изображение крепится каждый год в канун китайского Нового года над домашним очагом и на протяжении многих веков неизменно участвует в жизни каждой китайской семьи.
Но природа противоречива, поэтому как мужские, так и женские божества в религиях Востока имеют гневные проявления, которые направлены против всего, что препятствует человеку в его совершенствовании. О гневных образах богинь повествует третий раздел выставки. Так, например, в индуизме супруга Шивы мирная богиня Парвати принимает гневную форму богини Дурга, чтобы победить демона Махиши. Другой ее не менее «ужасной» ипостасью является богиня Кали, требующая себе кровавых жертвоприношений. Свирепый вид этих гневных богинь призван свидетельствовать о том, что зло в его различных проявлениях будет побеждено. Немало образов гневных богинь в качестве защитников веры почитается буддистами. Пример тому - гневная богиня Лхамо (скульптура из металла, Бурятия, XIX в.), которая почитается как защитница монастырей и всех буддистов тибето-монгольской традиции. Она изображается верхом на коне или на муле, покрытом попоной, сделанной из кожи ее собственного сына, которого она убила за измену буддизму.
Заключительный раздел выставки образуют земные женщины, ведь именно про них великий индийский и тибетский учитель VIII в. Падмасамбхава сказал: «Если женщина устремится к Просветлению, она достигнет его быстрее, чем мужчина».
Поэтическим дополнением к выставке служат гимны в честь Сарасвати, Тары, а также индийские, китайские и японские афористические двустишия и народные мудрости.