НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Детство и отрочество Святослава Рихтера

c 20 марта по 20 мая 2018Москва
Детство и отрочество Святослава Рихтера
Накануне дня рождения великого пианиста в Мемориальной квартире Святослава Рихтера откроется камерная по масштабам, но бесценная и для большинства посетителей неожиданная по составу экспонатов выставка, посвященная самому счастливому и важнейшему периоду жизни Рихтера – его детству и отрочеству. Годы, проведенные в Житомире и Одессе до 1937, в кругу обожавших «Светика» родных и друзей, остались в воспоминаниях Маэстро сказочным «островом радости», который был недосягаем во взрослой жизни, но можно было пытаться воскресить удивительную атмосферу творческой фантазии, сохранить традиции веселых домашних спектаклей, балов и маскарадов, концертов и литературных вечеров, рождественских елок и других праздников с обязательным «сюрпризом» для гостей. В зрелые годы Рихтер признавался: «Я бы хотел кататься по земле, быть вечным ребенком… В душе я такой».

На всю жизнь он сохранил удивительно яркие и подробные воспоминания о «родовом гнезде» в Житомире, большой семье, веселых посиделках и постоянных выдумках взрослых. В саду стоял столик и скамейки, «над ними ольха с сережками. Под этим деревом собиралась вся молодежь. Я, конечно, был любимец. Вроде у меня постоянно день рождения». На выставке будут представлены редкие архивные фотографии, запечатлевшие счастливое семейство, а также рисунки Т.П. Москалёвой (тети Мэри), младшей сестры мамы (А.П. Москалёвой), 17-летней девушки, сыгравшей огромную роль в жизни Рихтера. Позднее он вспоминал о первом своем впечатлении – «столовая, буфет, обстановка, как у Чехова: открывается дверь, и входит тетя Мэри. Ей, наверное, лет шестнадцать-семнадцать, и она, конечно, сразу стала строить мне театр: глаза выпучены, она на меня идет, и в зубах у нее большое яблоко». Пианист признавался, что на всю жизнь подпал под влияние тети (дурашливость, авантюрность), но главное любовь к искусству и, в частности к рисованию. «Она все время сидела за столом с красками, занималась графикой и нарисовала книгу про меня». Это была «Лесная сказка» о «маленьком рыжеволосом принце» – Светике, который спал, ему снился необыкновенный лес, феи, эльфы, оркестры насекомых, всякая лесная нечисть, потом проснулся и... рядом мама». Теофил Рихтер сочинил «григовскую» пьесу к этой сказке (в духе рисунков). «Лесная сказка» была издана и находится в архиве музыканта. Это не единственная рукописная книжка, сделанная для маленького «Светика» тетей, сохранилась еще одна – «Наше Солнышко». Вместе с удивительно талантливыми рисунками, шаржами и карикатурами Т.П. Москалёвой 1910-х – 1920-х годов, они украсят экспозицию.

Рихтер признавался, что в Житомире совсем не интересовался музыкой, «весь интерес был к живописи». Тетя Мэри и ее брат дядя Коля, давали карандаши, «и я должен был рисовать сам». При этом мальчику не разрешалось срисовывать, следовало посмотреть, а потом рисовать по памяти. Так развивалась не только зрительная память, но и буйная фантазия, необыкновенное художественное воображение. Детские пастели Рихтера, на которых изображены удивительные животные с необыкновенными именами – «Буклу», «Ляква», Шивраз» – также будут представлены на выставке и, безусловно, вызовут огромный интерес и неподдельный восторг всех почитателей таланта Рихтера-художника.

На всю жизнь в памяти великого музыканта осталось волшебное ощущение праздника и чуда, которое неизменно его сопровождает. Несмотря на голод, нищету, опасность и лишения гражданской войны, мать пианиста А.П. Москалёва и ее младшая сестра (тетя Мэри) умудрялись создавать сказочную красоту и атмосферу домашнего уюта. Рихтер вспоминал удивительные дни рождения и Рождество, когда все «шли на улицу смотреть на звезду». А потом, вдруг, из темноты появлялся дед Мороз с фонариком (потрясение и восторг), хвалил и дарил мешочек с подарками… Тетя Мэри делала из картона поезд, дядя Коля вырезал из дерева к Рождеству железную дорогу и фигурки всех родных, раскрашивая их. Неутомимые взрослые постоянно фантазировали и играли со «Светиком», благодаря чему мальчик искренне верил «в фей, в ангелов, в эльфов», во все чудесное. Дома его ждали изумительные старинные игрушки, доставшиеся от бабушки. «Кавалеры, дамы, труба, изнутри выстланная шелком, а внизу под елкой стояла из твердой бумаги картина-барельеф – голубые облака и через прозрачную бумагу картинки Рождества Христова<…>. Около елки в белом чистом мама, тетя Мэри; они были ангелами и пели. Никакой религиозности. Хорошая традиция с душой…», вспоминал Святослав Теофилович. Через много лет Рихтер будет устраивать Рождество у себя дома, как в далеком детстве с настоящей елкой в потолок, игрушками, свечками под музыку Рождественской оратории И.С. Баха.

В начале 1920-х А.П. Москалёва сочинила пьеску для фортепиано «Светик собирает камешки», а тетя Мэри нарисовала обложку к ней. Этот подарок Святослав Рихтер бережно хранил всю жизнь, и мы представим его на выставке среди прочего. Мама навсегда осталась для пианиста эталоном женственности, вкуса, целеустремленности и невероятной энергии. Он писал о ней: «одесситка, из большого города, какой-то шик, прищуривала глаза, носила лорнет. Очень много красивых волос, очень худая <…>. Наша квартира была, по-видимому, какая-то отдельная по своему характеру, венская, уютная, изысканная, декаданс, но приятный – и это в Одессе 20-х годов – разруха, погромы». Рихтер описывал приподнятую и немного бесшабашную обстановку, в которой было много музыки, любви и опасностей.

На выставке можно будет увидеть фотографии из семейного архива, сделанные в Одессе. В зале висит старинный гобелен – память о докторе Г.С. Леви, спасшем маленького Светика от менингита в холодной и голодной Одессе 1920-х.

Попав из Житомира в Одессу, Рихтер открыл для себя впервые архитектуру, как искусство. Он помнил все улицы, строение города, в дальнейшем Одесса «напоминала Париж! Grand Palais, какая-то городская пышность, не провинция, жизнь кипела, иностранцы». Он вспоминал «Молочную» на Дерибасовской: «Вся в кафеле <…>, запах, витрины кондитерских, с подсветкой, шоколадные башни, с лампочками внутри. Я стоял и смотрел». Дома устраивались вечеринки, мама и тетя Мэри импровизировали танцы, папа играл на фортепиано перед открытым балконом, а потом начались походы на Ланжерон. Рихтер ходил через всю Одессу босиком по расплавленному асфальту. «Ноги были очень грязные, но мне это было ничего». Сохранились его рисунки того времени с видами набережной и публики.

В Одессе 1920-х Светик впервые увидел киноплакаты, и они его «страшно впечатлили». Рихтер признавался, что был «киносумасшедший мальчик». Фильмы и «блестящие» фотографии буквально поразили его воображение, он начал играть в домашний кинотеатр, придумывать сценарии и рисовать киноафиши. Одну из них мы покажем на выставке. Вторым потрясением стал театр, прежде всего, оперный театр, в который Светика повели родители. Позднее (в 1932) он уже работал в нем концертмейстером, блестяще читал с листа сложнейшие клавиры, а пока в 1924-м написал пьесу «Дора», сохранившуюся в архиве (ее очень любила Е.С. Булгакова), а также оперу «Бэла» по М. Лермонтову. Одним из самых ярких одесских воспоминаний стала любительская постановка «Пир Валтасара» в 1925 году. Режиссером выступила мама. «Был представлен весь сюжет. Когда открылся занавес, публика ахнула <…>. Тридцать человек нарядились в египетские ткани. Стол с белой скатертью, дубовая гирлянда, – очень красиво. Все, как настоящее, и читалась баллада Шиллера. Но поскольку она недостаточно длинная, в середине поставили священный танец. Играл папа, он сочинил музыку в ритме “Аиды”, и четыре девушки очень здорово танцевали <…>. Представление бисировали». В этом описании не трудно узнать будущие балы и маскарады на Большой Бронной.

Отец Святослава Рихтера Теофил Данилович был воспитанником Венской консерватории, играл и замечательно импровизировал в кирхе на органе, преподавал в Одесской консерватории по классу фортепиано. «В папе не было никакой солидности, он молодой. О! Очень галантный, тонкий человек, со скрытым юмором. И красивый. Все его очень любили», – так писал С. Рихтер об отце. Теофил Рихтер «был вагнерианцем, ходил на все оперы Вагнера» и привил на всю жизнь любовь к нему маленькому сыну, который «уже тогда начал ковырять клавир “Зигфрида”». Клавиры опер Вагнера до сих пор хранятся в нотной библиотеке Святослава Теофиловича.

Именно в Одессе случился первый и настоящий «удар музыкой». Вот как вспоминает об этом Маэстро: «Папа занимался, и вдруг у меня шелохнулась внутри эмоция, и мне показалось: начали распускаться на глазах цветы, мне и сейчас так кажется. Ноктюрн № 5, Fis-dur». Систематических занятий с отцом не получилось, Рихтеру было скучно играть упражнения, но мама всячески поощряла выступления Светика перед гостями. «Папа не хотел слушать, но мама настаивала на своем: пусть играет все, что ему заблагорассудится. Так я и стал сочинять».

На выставке будут представлены некоторые музыкальные рукописи Святослава Рихтера 1920-х – 1930-х годов, от первых «Птичек» до «Танго» и «Фокстротов», отражавших моду тех лет и разнообразные музыкальные влияния.

В доме Теофила Рихтера часто бывали его ученицы, с некоторыми из них у Светика сложились близкие дружеские отношения: Наталья Завалишина-Вербицкая («Шемаханская царица») – талантливая пианистка и первая «Прекрасная дама» Рихтера. «Светик и мама почти каждый день играли в четыре руки. И это было не рутинное музицирование, а каждый раз – яркое художественное событие. Особым успехом в наших семьях и у наших друзей пользовались концерты, к которым партнеры готовились особо. Они происходили либо у Рихтеров – в Лютеранском переулке, либо у нас – в доме на углу Греческой и Екатерининской», – вспоминал В. Вербицкий. Сохранились любительские фотографии музыкальных вечеров и одесской компании молодого Рихтера до его отъезда в Москву, где началась уже совсем другая жизнь.

На выставке будут представлены материалы и документы из Мемориальной квартиры Святослава Рихтера, а также из архива пианиста, хранящегося в отделе рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина

www.museum.ru/N69173
Ваше мнение »»

»»Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Адрес:город Москва, ул. Большая Бронная, д. 2/6, кв. 58 (16-ый этаж)
Проезд:Ст. м. «Пушкинская», «Тверская»
Телефоны:(495) 695-83-46, 697-72-05
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.11.2024  x    ?  


Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Открытие нового зала экспозиции "Музыкальные инструменты народов мира" в Шереметевском дворце

Выставка Александра Фёдорова «Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

«Твердыня пламенная». К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»

От слепка до пикселя. Искусство через призму данных

Выставка "Вокруг Кармен" в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка "История одной книги. Александр Блок. Театр" в Музее-квартире А.А. Блока

Модный Петербург эпохи модерна на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

«Священной памяти Двенадцатого года» - выставка из собрания Государственного Эрмитажа в Тюмени

Выставка "Учителя и ученики. Школа Б.В. Лесова"

Две выставки ко Дню артиллерии в музее-панораме "Сталинградская битва"

Выставка "Мастера симбирского модерна" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Артефакт" в Музее "Разночинный Петербург"

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Музей наивного искусства (Екатеринбург) открывает общедоступную библиотеку

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка «Непотопляемый» в особняке Румянцева

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Выставка XX Международного сибирского фестиваля керамики в Новосибирске

Завершающий этап проекта "Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых" в Н. Новгороде

Выставка графики Сергея Цигаля в Российской академии художеств

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru