НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Ловец света. Обновленная экспозиция проекта "Свет фресок Дионисия - миру"

c 3 по 18 мартаМосква
Афиша
Юрий Холдин, 2006 г. Первая выставка проекта в Третьяковской галерее, Инженерный корпус
Памяти фотохудожника Юрия Холдина

Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд "Фрески Руси"

Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, принадлежащие кисти выдающегося мастера Дионисия, в последние годы получили дыхание новой жизни. Словно оторвавшись от места, уже более десятка лет светописный образ знаменитой стенописи путешествует по России, по миру, периодически снова возвращаясь в Москву, где следов творчества "началохудожника" Золотого века русской иконописи, известных по летописным источникам, почти не осталось. Столь первозданно и цельно как в далёкой от культурных центров вологодской глубинке - селе Ферапонтово, Дионисий не уцелел нигде. Полный цикл его фресок - зримое воплощение духовного опыта Святой Руси - это около 300 композиций, созданных в 1500-1502 годах. Они занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России. Возможность увидеть этот непревзойдённый шедевр, сопоставимый по художественной ценности с произведениями современников Дионисия - Микеланджело и Леонардо да Винчи, не выезжая из Москвы, не была бы столь удивительна, учитывая достижения технологий XXI века, если бы мы не имели дело с трудом ещё одной уникальной личности. Юрий Холдин, автор этого необычного опыта "сокровенной встречи с фресками Дионисия Мудрого", быть может, впервые в истории жизни этой стенописи, нашёл - как показать то, что при обычных условиях экскурсионного знакомства не получается воспринять в Ферапонтово. Сегодня глазами мастера фотоискусства, вглядываясь в образы знаменитой росписи, мы видим, улавливаем и понимаем значительно больше, чем на месте исторического пребывания этого бесценного памятника художественной культуры. Юрий Холдин трагически погиб в 2007 году, оставив нам поистине бесценное наследие, внимание к которому не ослабевает. Говоря о потребности возвращения на выставку, зрители нередко указывают на впечатления, связанные с её посещением: они не похожи на результат обычного знакомства с искусством, они скорее подобны моменту встречи с чем-то надмирным. Каждое обновление экспозиции это всегда и новая ступень работы с культурой живого восприятия оригинала, и - новые нюансы разворачивания многопланового замысла проекта "Свет фресок Дионисия - миру" в комментариях одного из его авторов - искусствоведа Екатерины Даниловой.

Вопрос о жанре объёмного произведения, о приоритетном предмете экспозиции - фресках или фотографии, как правило, уходит на отдалённый план по мере погружения зрителя в пространство света. Мы, бегущие в сумасшедшем ритме XXI века, вдруг останавливаемся... То, что когда-то зацепило в Ферапонтово взгляд именитого мастера светописи и не отпускало уже до последнего дня, теперь останавливает и нас. "Искусство - всегда таинство. Я благодарен судьбе, что соприкоснулся в своём творчестве с временем и произведениями Дионисия. Таинство - всегда непостижимо. Если вслушиваться - оно откроет вам некоторые секреты, но чувство тайны всё равно останется. Я не стремлюсь раскрыть тайну, я хочу её показать людям", - говорил Юрий в одном из последних интервью.

Ещё в 2006 году на первой выставке проекта, стартовавшего в Третьяковой галерее, её назвали фотооткрытием, видя, что за пробуждением интереса к древнерусскому искусству языком искусства современного стоят невероятные подвижнические усилия. "Юрий Холдин - удивительное творческое явление в русской фотографии, это особый взгляд на сюжет и особый подход к делу, если просто говорить, то это - творческий подвиг". В достигнутом был бесспорный прорыв. Но всякое новое явление в искусстве несёт в себе язву противоречия с негативным опытом прошлого, а потому не может двигаться без ощутимого противодействия старого. А дело в том, что весь ХХ век некачественно тиражируемым Дионисием пытались "иллюстрировать" различные искусствоведческие фолианты. Художник в таких изданиях уходил на второй план. "Но это изобразительное искусство: Дионисия надо прежде показать, а потом уже говорить о нём!" Была и копийная тенденция выставочной демонстрации малодоступного оригинала, но и это метод не давал существенного приближения к подлиннику. Сложившаяся система взглядов на образ представления публике пространственной стенописи оказалась лишённой полноты смыслового восприятия, художественности и вкуса. Осмысление мира и художественного дара Дионисия выпадали из системы координат тех, кто снимал фрески до Холдина. Условие, которое он считал единственно допустимым для работы мастера фотографии с искусством фрески, для многих казалось перфекционизмом, задачей невыполнимой. Но его утверждения не были голословны, он смог наглядно продемонстрировать совершенно другой опыт видения вопросов, подвергнутых жёсткому анализу.

Не пытаясь вступать в непосредственный спор с оппонентами, Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи - показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, "глаза в глаза" никто никогда не видел. В результате - светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня. Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, не рассматривавших фотографию как Искусство, но и широкой, массовой аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к достоянию русской и мировой культуры.

Более полутысячелетия назад Дионисий жил и творил на изломе эпох, когда после падения Константинополя, а позднее - "стояния на Угре" и окончательной победы над татаро-монгольским игом в 1480 году происходило массовое пробуждение веры и национального самосознания - след этого хранит Ферапонтовский шедевр. Труд Холдина, увидевшего в наследии Дионисия поразительное созвучие своему времени, с его внимательным всматриванием в прошлое с мыслью о будущем, уже вошёл в историю как уникальное художественное высказывание о судьбе России на рубеже XX-XXI веков. Есть много неслучайных совпадений в этом необычном сплетении судеб, путей двух художников, живших в разное время, творивших в разных сферах искусства, но встретившихся на пути своих устремлений - в равной степени воодушевлённых верой и стремлением к совершенной Красоте.

Авторские экскурсии искусствоведа Е.В. Даниловой ежедневно: в будние дни - с 15.00, в субботу и воскресенье - с 14.00 (по предварительной договоренности, тел. 8-910-426-81-45)

Концертно-выставочный зал "В доме Нащокина" ЦС ВООПИиК

Адрес: Гагаринский пер., 4/2; тел.: (495) 695-07-06 (справки); 8-910-426-81-45 (экскурсии)

www.museum.ru/N68978
Ваше мнение »»

»»Фонд "Фрески Руси"
Адрес:город Москва, ул. Шипиловская, 64, корп. 1, офис 360
Телефоны:8-910-426-81-45
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.10.2018  x    ?  


Выставка «Открытый космос» в Центральном музее связи имени А.С. Попова

Выставка "Сокровища музеев России" в ЦВЗ "Манеж", Москва

Жак Кристоф Мивилль в Михайловском дворце

Выставка «Говорящие книги» в Центральном музее связи имени А.С. Попова

Русская охота в XVIII - XIX веках. Забава и промысел

Выставка "Жажда античности" в Музее Академии художеств

Обновленный интерактивный комплекс "Путешествие с животными" в Дарвиновском музее

Совместная выставка Ванды Регины Коллер и Эрики Анны Шумахер в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Герои шолоховских произведений на белгородской земле

Выставка латышских художников в Центре книги и графики, С.-Петербург

«Ты во всем ее убранстве увидел Музу дальних странствий». Вечер в музее Льва Гумилева

«АртРитмия». Выставка произведений Виктора Корнеева

Программма Научной конференции "История музейной коллекции" в Музее Академии художеств

Открытие выставки "Мы готовимся в полет!" в Военно-медицинском музее

БДения. Выставка независимой анимации в Галерее на Солянке

Люди и вещи. К 100-летию Государственного музея Востока (1918 -2018)

Выставка "Монумент садов Богородицких…" в Государственном историческом музее

Ночь искусств в музеях заповедника «Киммерия М.А. Волошина»

Выставка «Куба – любовь моя!» в Саратовском областном музее краеведения

Выставка "Библиотека в чемодане" в музее "Русский Левша"

Ботаническая живопись в Школе акварели Сергея Андрияки

Искусство реставрации. Лекция реставратора Дмитрия Яковлева в Школе наследия

Выставка "Святые лики икон" в Азовском музее-заповеднике

Книги старого дома: мир детства XIX - начала XX века

Выставка «Горький среди нас» в Государственном музее К.А. Федина

Астраханские художники – к 100-летию Астраханской картинной галереи

Выставка «Из века в век. Сокровища Русского музея» в Йошкар-Оле

Павильон Книги на ВДНХ празднует свой первый день рождения!

Виктор Аверин. Графика

Виктор Пивоваров «Московский альбом»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru