В музее-заповеднике «Коломенское» в Усадьбе коломенского крестьянина открылась выставка «И праздник, и шутка на столе».
Застолье в традиционной русской культуре всегда играло важную роль. Оно объединяло семью, родственников, друзей. Красиво убранный стол с праздничной едой радовал не только гостей, но и хозяев, которые стремились продемонстрировать свое богатство и особое расположение к пришедшим на праздник. Сервировка стола играла свою значимую роль.
На выставке можно увидеть убранство праздничного стола у купцов, мещан или зажиточных крестьян конца XIX–начала XX века. Масленки, сахарницы, декоративные тарелки и кружки украшали стол, своим видом веселили и развлекали гостей. В основном это масленки-обманки в форме ананаса, винограда, рыбы, готовых блюд – калача, жареной курицы, животных – коровы, барана, птиц – индюка, наседки с цыплятами и др.
На выставке представлены экспонаты из собрания Московского государственного объединенного музея-заповедника и Егорьевского историко-художественного музея.
Это посуда производства М.С. Кузнецова: масленка, сахарница, блюдо, декоративная тарелка, чашка с блюдцем, кофейник.
Во второй половине XIX века в Российской империи стабильно рос спрос на фарфор и фаянс. Украсить свой интерьер или праздничный стол статуэтками или посудой могли к тому времени позволить себе довольно широкие слои населения. Изделия «Товарищества М.С. Кузнецова» вполне удовлетворяли вкусам населения. Они были крайне популярны и широко распространены.
Егорьевский музей предоставил масленки в виде различных продуктов и животных, декоративные кружки. Эта посуда типична для своего времени и социального круга, в котором она бытовала. Предметы были выполнены на частных фарфоровых заводах Гжельского региона под Москвой.
Из представленных экспонатов особенно интересен «Калач» фарфоровой фабрики А.Г. Попова. Калач – это традиционная форма русского белого хлеба. Его подавали на пышных пирах и посылали в качестве царских подарков духовным лицам. В ХIX веке калач воспринимался современниками как один из исконных элементов русского быта, как национальный символ. Созданный на фабрике А.Г. Попова фарфоровый «Калач» стал одним из лучших образцов в русском стиле. Он был признан настолько удачным, что тиражировался на фарфоровых заводах вплоть до первых десятилетий советской власти.
Выставка отражает быт зажиточных крестьян и материальный мир их окружавший в конце XIX–начале XX века. Экспозиционный ряд дополнен фотографиями жителей села Коломенского и ближайших деревень из фондов МГОМЗ.
Участники:
- Московский государственный объединенный музей-заповедник
- Егорьевский историко-художественный музей