НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Древнерусское лицевое шитье" в Центре им. И.Э. Грабаря

c 1 февраля по 23 мартаМосква
Выставка ''Древнерусское лицевое шитье'' в Центре им. И.Э. Грабаря
Выставка ''Древнерусское лицевое шитье'' в Центре им. И.Э. Грабаря
Выставка ''Древнерусское лицевое шитье'' в Центре им. И.Э. Грабаря
К 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря

Древнерусское лицевое шитье

Даты проведения: 1 февраля - 23 марта

Вернисаж с приглашением прессы: 1 февраля в 17:00

Место проведения: Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6)

В 2018 году крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечает 100-летний юбилей. На протяжении века сотрудники Центра принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России, и фактически стали основоположниками ключевых направлений научной реставрации. Выставки, лекции, мастер-классы и другие события, которые пройдут в течение года, будут рассказывать о деятельности двенадцати мастерских Центра и позволят узнать некоторые секреты работы реставраторов.

Первая выставка юбилейного года посвящена уникальным древнерусским памятникам лицевого шитья. 27 предметов, датируемых 2-й половиной XV - концом XVII века, поступили в Центр Грабаря из одиннадцати региональных музеев и были возвращены к жизни в мастерской реставрации тканей. Эта мастерская - одна из старейших в структуре Центра Грабаря. Свою деятельность она начала 1 августа 1919 года как мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. И хотя сегодня здесь реставрируются разные виды музейных тканей, выставка отдает дань первоначальному историческому назначению мастерской.

Лицевое шитье пришло на Русь вместе с принятием христианства. Сам термин произошел от слова "лик". Это изобразительное искусство, близкое иконописи, но основой и фоном здесь служат ткани, а красками - разноцветные шелковые, серебряные и золотные нити. Шитье металлическими нитями дает эффект золотого оклада. Драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни. Литургические ткани с лицевым шитьем, а также пелены, хоругви, покровы на раки святых были очень дорогими, и лишь крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные произведения.

Значительная часть выставленных предметов в процессе реставрации получила новую атрибуцию и была введена в научный оборот. Некоторые из них экспонируются впервые.

Наиболее древний памятник в экспозиции - покров "Св. Леонтий Ростовский", выполненный в конце 1470-х - начале 1480-х годов для украшения белокаменной раки святого в ростовском Успенском соборе. По всей видимости, это первый лицевой покров с образом святого, и его разрушение началось еще в XVII веке во время польской интервенции и более позднего пожара в соборе.

Еще один выдающийся памятник - возд?х "Се Агнец, с Богоматерью Орантой" середины XVI века из Вятского художественного музея имени Васнецовых. Воздух был вложен в Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода казанским воеводой князем Юрием Ивановичем Темкиным-Ростовским. Благодаря изображению "Богоматери Оранты" на нижней кайме возникает аллюзия с "Вознесением" - праздником, которому был посвящен собор.

Столичными мастерами, близкими кремлевскому кругу, исполнена пелена "Богоматерь Коневская, с избранными святыми" из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Святые, изображенные на пелене, - Федор Стратилат и Мария Магдалина - обычно изображались на многочисленных вкладах Бориса Годунова и его жены Марии Григорьевны. На пелене нет святого Бориса, а также дочери Ксении - вероятно, пелена была частным вкладом Марии Григорьевны в Троице-Сергиев монастырь до воцарения Годунова. Федор Стратилат - святой ее сына Федора Борисовича, родившегося в 1589 году, а Григорий Богослов - отца Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (больше известного как Малюта Скуратов). Всплеск почитания иконы "Богоматерь Коневская" в конце XVI века был связан с двумя причинами. Во-первых, икона была одной из двух святынь, почитавшихся главными заступниками Русской земли в войне со Швецией. Во-вторых, в 1593 году исполнилось 200 лет принесения святым Арсением иконы Богородицы с Афона в основанный им монастырь на острове Коневец на Ладожском озере. Среди ряда известных изображений "Богоматери Коневской" пелена занимает исключительное место - только она передает характерные стилистические черты несохранившегося первоначального образа, памятника итало-византийского искусства.

Отдельный блок в экспозиции посвящен лицевому шитью мастерской "именитых людей" Строгановых. По своим художественным качествам, по числу и разнообразию сюжетов, строгановское шитье превосходит все мастерские XVII века и знаменует расцвет этого средневекового искусства накануне Нового времени - Петровской эпохи. На выставке представлены одиннадцать произведений, десять из них относятся к наиболее плодотворному периоду деятельности строгановской мастерской - 1650-м - 1660-м годам, когда ее возглавляла жена Дмитрия Андреевича Строганова Анна Ивановна. Эти памятники были шиты для домового храма Строгановых - Благовещенского собора в Сольвычегодске. Семь пелен с "двунадесятыми" праздниками и две небольшие пелены "Сергий Радонежский" и "Мученик Христофор" были подвесными под иконы, которые выставлялись на аналое в день празднования. Пелена "Богоматерь Одигитрия" также была подвесной, но могла и выноситься во время церковной процессии.

Участники выставки: Вологодский государственный музей-заповедник; Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых; Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник; Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"; Кировский областной краеведческий музей; Музейно-выставочный комплекс "Новый Иерусалим"; Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; Смоленский государственный музей-заповедник; Сольвычегодский историко-художественный музей

График работы выставочного зала (по сеансам):

вторник - пятница: 12:00, 14:00, 16:00

суббота: 14:00, 16:00

понедельник, воскресенье - выходной

Для посещения выставки обязательна предварительная запись по телефону: +7 (499) 763-37-40 или электронной почте:

www.museum.ru/N68735
Ваше мнение »»

»»Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря
Адрес:город Москва, ул. Радио, дом 17, корпус 6
Телефоны:(499) 763-3729 (дирекция), факс (499) 261-0986
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 14.08.2018  x    ?  


Фестиваль «День Бородина»

Музей В.В. Маяковского приглашает на мероприятия, приуроченные к Ночи кино

Семейный воскресник в Царском Селе

Выставка «Арт вояж» в культурном центре «Дом Озерова»

Японская литература глазами японских фотографов. Хироси Мидзобути и его ученики

Презентация книги «Венедикт Ерофеев: посторонний» в Доме-музее Б.Л. Пастернака

Выставка «Социалистический сюрреализм» в Еврейском музее

Каллиграфия Востока в сердце Казани. Современные мастера Пакистана и Саудовской Аравии

Музей В.В. Маяковского приглашает вместе отметить День города

День рождения Ленинградского зоопарка

Встреча с поэтом Константином Кедровым в Доме-музее К.И. Чуковского

День знаний в Дарвиновском музее

Публичная дискуссия «Зачем Толстой? Личность, свобода, государство»

Пионеры американского модернизма в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Выставка "Фарфоровая армия Дрезденской мануфактуры" в Мемориальном музее А.В. Суворова

Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха

Интерграфика: Казань-Верчелли

Выставка «Лирическое средоточие этой книги стихов – странствие»

«Женщина: муза, модель, мастер». Выставка в Энгельсской картинной галерее

Международный выставочный проект «18+/- добровольный самоконтроль» в Музее Москвы

Выставка «Сказы Мстёры» в музейном центре «Палаты»

«Анатомия кубизма» - история создания картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»

Клайд Батчер. Эффект присутствия

Выставка «Находки моей улицы» в Музее Москвы

Николай II и Царское Село. Последний дом последнего императора

Выставка Валерия и Виталия Скобеевых «Река времён»

Оригинальная копия

Персональная выставка В.П. Афанасьева в Амурском областном краеведческом музее

Выставка “Античный мир и современный скульптор”


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru