14 декабря в Выставочных залах на Арбате Государственного музея А.С. Пушкина открывается выставка "Константин Паустовский. Без купюр", организованная Московским литературным музеем-центром К.Г. Паустовского совместно с партнёрами проекта. Выставка посвящена 125-летию со дня рождения писателя и является основным выставочным проектом юбилейного года.
Главная задача проекта состоит в преодолении неполного восприятия личности и творческой судьбы писателя и в представлении широкому кругу зрителей и читателей неизвестного Паустовского. В реализации этой задачи авторы опираются на редкие документы и результаты последних научных исследований.
Центральными и смыслообразующими экспонатами выставки станут неизвестные главы и авторские версии глав (без цензорских и редакторских купюр) последней части известной автобиографической книги "Повести о жизни" - "Книги скитаний" (1963) с первоначальным названием "На медленном огне", не одобренным цензурой. Речь идет о большом объёме отнятого у читателя текста, не только имеющего бесспорную художественную ценность, но и способного рассказать самое главное о взглядах писателя на современность. Авторский текст содержит серьёзные размышления Константина Паустовского о судьбе русской литературы и о трагических судьбах собратьев по перу, среди которых Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Андрей Платонов, Борис Пильняк, Исаак Бабель, Осип Мандельштам.
Выставка расскажет, что не только высокохудожественная проза принесла Паустовскому небывалую популярность и читательскую любовь, но и его благородная и независимая личностная позиция, его деятельность, направленная на возвращение советскому читателю имён, составляющих сокровищницу русской литературы, но находящихся под запретом или в вынужденном забвении. Среди них - Александр Грин, Иван Бунин, Михаил Булгаков, Марина Цветаева.
"На медленном огне" - этими словами автор выражает драматизм реальности, в которой он находился. Факты творческой биографии писателя позволяют по-новому посмотреть на его личность и судьбу, вырисовывают особый драматический конфликт между Художником и действительностью. Конфликт этот является не столь явным и трагическим, каким он был у ряда представителей его поколения литераторов, но вполне очевидным и болезненным.
Авторские версии глав "Повести о жизни" и другие неизвестные широкой публике документы: рукописи, дневники, письма, свидетельства современников способны совершенно по-новому раскрыть личность и творческую судьбу К.Г. Паустовского и во многом сблизить его с поколением тех, чьи взгляды в официальных кругах правящей советской элиты были названы диссидентством.
Обозначенный выше драматический конфликт составляет основу концепции выставочного проекта "К.Г. Паустовский. Без купюр" и является вектором в актуальном осмыслении личности К.Г. Паустовского в культурно-историческом контексте ХХ века.
Особый интерес для раскрытия основных тем выставки представляют подлинные фотографии, рукописи, прижизненные издания и личные вещи Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Михаила Булгакова; письма Константину Паустовскому его знаменитых современников: Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Александра Таирова, Константина Федина, Ильи Эренбурга, Аркадия Гайдара и многих других; критические отзывы Юрия Олеши и Андрея Платонова на произведения Константина Паустовского.
На выставке будут экспонироваться графика Максимилиана Волошина и Оскара Рабина, живописные полотна Кирилла Зданевича, Бориса Свешникова, Алексея Паустовского, работы известных иллюстраторов Сергея Чехова, Файтеля Мулляра, Владимира Милашевского, Константина Кузнецова, Валерия Щеглова.
Впервые вниманию зрителей будут представлены документы из уникальной коллекции, приобретённой в фонды Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского Правительством Москвы в год празднования 125-летия со дня рождения писателя, среди которых особую ценность имеет открытка, адресованная Константину Паустовскому Иваном Буниным