Государственный музей А.С. Пушкина
Выставочный проект «Читаем «Пиковую даму» посвящен жизни пушкинской повести в искусстве.
«Пиковая дама» была написана болдинской осенью 1833 года и спустя год напечатана в журнале «Библиотека для чтения». В том же 1834 году увидел свет сборник «Повести, изданные Александром Пушкиным», в состав которого автор включил и «Пиковую даму». Заглавие повести многозначно, так как означает и игральную карту, и старую графиню, и является символом судьбы, увлекающей героя к безумию и гибели.
Повесть Пушкина, где причудливо переплелись история и современность, реальность и фантастика, сразу же обратила на себя всеобщее внимание. «Моя Пиковая дама, – отмечал Пушкин в дневнике 7 апреля 1834 года, – в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза». Успех «Пиковой дамы» не был случаен. Он был обусловлен как увлекательным сюжетом – рассказом о жажде денег и о тайне, добытой ценой жизни, так и чрезвычайно тонким описанием современных нравов. Кроме того, карточная игра, являющаяся движущей силой повествования, в русской жизни первой трети XIX века была «одной из непреложных и неизбежных стихий». По словам современника, «умнейшие люди увлекались ею», а драматические писатели «выводили на сцену эту страсть со всеми ее пагубными последствиями». Дань карточной игре отдали и поэт Г.Р. Державин, и баснописец И.А. Крылов, и сам А.С. Пушкин.
Перешагнув границы литературного пространства, «Пиковая дама» продолжила свою жизнь в живописи, графике, книжной иллюстрации, став неотъемлемой частью русской культуры. На выставке представлены иллюстрации и эскизы костюмов к постановкам пушкинской повести, выполненные художниками XIX – XX веков.
Иллюстрации к произведениям Пушкина, напечатанные при его жизни, были крайне малочисленны. Самым серьезным художественным интерпретатором Пушкина-прозаика стал Г.Г. Гагарин. Его иллюстрация к «Пиковой даме» – офорт, датированный 1834 годом, предназначалась для помещения на обложку или титульный лист издания повестей Пушкина. Художник выбрал кульминационный момент повести: Германн, угрожающий пистолетом графине. Впоследствии к «Пиковой даме» обращались такие выдающиеся живописцы и графики, как А.Н. Бенуа, И.В. Шухаев, П.П. Соколов-Скаля, Е.И. Куманьков и другие, работы которых также представлены на экспозиции.
Уже пушкинские современники видели в «Пиковой даме» благодатный материал для сцены. Однако первые инсценировки повести, осуществленные в Петербурге (1836) и Париже (1843), не имели большого успеха у зрителей. Первым сценическим воплощением пушкинской повести, равным ей по художественному уровню, стала опера П.И. Чайковского «Пиковая дама», премьера которой состоялась в 1890 году в Петербурге на сцене Мариинского театра. Среди экспонатов выставки можно видеть портрет русского оперного певца Н.Н. Фигнера – первого исполнителя партии Германа, написанной композитором специально для него. Здесь также экспонируются фотографии сцен из одноименных спектаклей, с успехом проходивших в театрах Москвы, Ленинграда, Львова, Харькова, Киева и других городов.
Кроме того, посетители выставки смогут увидеть художественные фильмы «Пиковая дама» 1916, 1960 и 1982 годов, а также прослушать фрагменты аудиоспектаклей в исполнении М. Козакова, Р. Клейнера и других.
Выставка «Читаем «Пиковую даму» является продолжением большого выставочного проекта, посвященного пушкинским произведениям. Первая выставка этого цикла – «Читаем «Евгения Онегина» – с успехом прошла в прошлом году в залах музея.
Садовый павильон Государственного музея А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. «Кропоткинская», вход с Чертольского переулка)