1 ноября 2017 года в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля откроется выставка «Ремесло как искусство. Предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа». На экспозиции, организованной в рамках Дней Эрмитажа в Омске, представлено шесть предметов из собрания Арсенала. Последний раз выставка из Эрмитажа проходила в Омске более 20 лет назад.
На экспозиции представлены уникальные предметы оборонительного вооружения XVI века. Среди них два шлема, созданные в Германии. Форма закрытого шлема «Closed helmet» – верх эволюции защитного вооружения. Такая модификация с глухим забралом и узкой прорезью использовалась для пеших турниров. Золоченый шлем с полями – морион был изготовлен для офицеров почетной стражи саксонских курфюрстов. На нем можно увидеть герб саксонской правящей династии Веттинов и знак курфюршеского достоинства – скрещенные имперские маршальские мечи.
Большой интерес представляют круглые щиты – рондаши, способные защитить владельцев от холодного и даже огнестрельного оружия. Созданные итальянскими мастерами XVI века, они содержат батальные сцены в античном стиле. На одном щите мы видим битву христиан с мусульманами под знаменем испанского ордена святого Якова – покровителя испанской реконкисты. Изображения наполнены действующими лицами в античном вооружении. На другом щите, выполненном в технике высокой чеканки, сюжет соотносится с исторической битвой Александра Македонского с персами.
Несомненно, привлечет внимание зрителей итальянская парадная кираса XVI века. Ее силуэт «гусиная грудь», или «стручок гороха» перешел на воинское облачение с придворного платья и полностью копирует фасон аристократического костюма – на нем даже есть имитация пуговиц. Такая кираса была атрибутом дворянина, желавшего не только подчеркнуть свою принадлежность к военному сословию, но и продемонстрировать приверженность моде.
Эрмитажное собрание старинного оружия считается одной из лучших в мире. Оно насчитывает более пятнадцати тысяч предметов парадного, охотничьего, турнирного, дуэльного и боевого вооружения, которые отличаются не только техническим совершенством, но и богатым художественным убранством. Постепенно утрачивая свои боевые качества, с развитием военной техники, эти предметы становились объектами коллекционирования, превращаясь в реликвии большой исторической и художественной ценности. Старинные доспехи и шлемы, ружья и пистолеты, шпаги и кинжалы из разных стран составляют основу этого собрания.
Начало коллекции положил великий князь Николай Павлович (впоследствии император Николаем I), который страстно любил и собирал старинное оружие, имеющее историко-мемориальную и художественную ценность или отличающееся высокими техническими характеристиками. Коллекция пополнялась за счёт трофеев, а также благодаря многочисленным покупкам на западноевропейских аукционах и подаркам от глав государств, дипломатов, собирателей старины, оружейных мастеров, знавших о пристрастии русского императора к старинному оружию.
К началу 1830-х годов для ее размещения было построено специальное здание в Царском селе, открывшееся для посетителей в 1834 году. В 1840–1860-е годы к Царскосельскому Арсеналу присоединили собрания художника А. О. Орловского, дипломата и коллекционера Д. П. Татищева, великого князя Михаила Павловича, князей Салтыковых и других коллекционеров, а в 1885 году, при Александре III, коллекция была перемещена в Эрмитаж, где она сейчас и находится.
В собрание старинного оружия Эрмитажа входит комплекс первоклассного по численности и подбору западноевропейского вооружения X–XIX столетий – оборонительного, холодного и огнестрельного. Их эволюция всегда находилась во взаимосвязи, и усовершенствование одного из них сразу же требовало улучшения другого вида оружия. Вслед за падением Римской империи в V веке на западе Европы последовал и упадок производства, в частности, индустрии изготовления вооружения. Только начиная с XII–XIII столетия, оно начало постепенно подниматься. XIV век – один из самых ярких периодов в истории Европы, известный как начало эпохи Возрождения, давшей миру великих художников, архитекторов, ученых. Расцвет науки и искусства отразился и на военном деле – произошли изменения в тактике ведения боя, появились новые виды вооружения. XV век стал знаковым временем для развития всех видов вооружений, в том числе и оборонительного – появился латный доспех, отличавшийся не только функциональными достоинствами, но и благородством пропорций, изяществом и красотой линий. Лучшие образцы органично восприняли черты готики, художественного стиля, характерного для того времени.
Внимание воина и оружейника было направлено не только на функциональные особенности защитного снаряжения, но и на его художественную отделку. Работу большой группы оружейных мастеров, металлургов и кузнецов, завершали плакировщики – мастера, украшавшие пластины доспеха. Многие из них были настоящими художниками. Нередко они пользовались специальными «орнаментальными» альбомами, откуда вместе с заказчиками выбирали рисунки для декорирования.
Кроме стилизованной растительности и гротесков, на доспехах изображали античных героев, известных исторических личностей, батальные сцены и сюжеты из священного писания. Мастера-оружейники использовали разнообразные методы декорирования. Основной техникой была гравировка по металлу. Для того чтобы придать оружию нарядный вид, мастера использовали техники, влияющие на цвет металла – золочение и воронение. Довольно часто золочение наносили на вороненый фон, создавая великолепный цветовой эффект.
Большой популярностью у мастеров-оружейников пользовалась техника инкрустации благородных металлов в сталь (таушировка).
Лидерство по производству и качеству оружия с первой половины XV столетия прочно удерживала Италия, а центром военной индустрии всей Европы был Милан, где производили лучшие изделия того времени. В Италии существовали давние традиции металлургии, хорошо развитая инфраструктура и, конечно же, большой спрос на предметы вооружения. C конца XV века конкуренцию Италии составила Германия, где оружие производилось в нескольких центрах, прежде всего, в Аугсбурге, Нюрнберге, Ландсхуте и Дрездене.
Кураторы выставки - Мадина Гадельяновна Зайченко, главный хранитель отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, и Фарида Мухаматшарыповна Буреева, директор Музея имени М. А. Врубеля.