НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Ремесло как искусство. Предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа" в Омске

c 1 ноября 2017 по 28 января 2018Омская область
Кираса парадная. Италия, Милан, 1560-1580 годы. Сталь; ковка, чеканка, гравировка
Нагрудник. Италия, Около 1580 года. Сталь; гравировка
Шлем турнирный. Германия, Аугсбург (?) 1550-1580. Сталь, кожа, ткань; ковка, резьба, травление, гравировка, золочение
Щит-рондаш. Италия, 1570-е годы. Сталь, медь; чеканка, золочение
Щит-рондаш. Италия, 1560-1570 годы. Сталь; ковка, чеканка
1 ноября 2017 года в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля откроется выставка «Ремесло как искусство. Предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа». На экспозиции, организованной в рамках Дней Эрмитажа в Омске, представлено шесть предметов из собрания Арсенала. Последний раз выставка из Эрмитажа проходила в Омске более 20 лет назад.

На экспозиции представлены уникальные предметы оборонительного вооружения XVI века. Среди них два шлема, созданные в Германии. Форма закрытого шлема «Closed helmet» – верх эволюции защитного вооружения. Такая модификация с глухим забралом и узкой прорезью использовалась для пеших турниров. Золоченый шлем с полями – морион был изготовлен для офицеров почетной стражи саксонских курфюрстов. На нем можно увидеть герб саксонской правящей династии Веттинов и знак курфюршеского достоинства – скрещенные имперские маршальские мечи.

Большой интерес представляют круглые щиты – рондаши, способные защитить владельцев от холодного и даже огнестрельного оружия. Созданные итальянскими мастерами XVI века, они содержат батальные сцены в античном стиле. На одном щите мы видим битву христиан с мусульманами под знаменем испанского ордена святого Якова – покровителя испанской реконкисты. Изображения наполнены действующими лицами в античном вооружении. На другом щите, выполненном в технике высокой чеканки, сюжет соотносится с исторической битвой Александра Македонского с персами.

Несомненно, привлечет внимание зрителей итальянская парадная кираса XVI века. Ее силуэт «гусиная грудь», или «стручок гороха» перешел на воинское облачение с придворного платья и полностью копирует фасон аристократического костюма – на нем даже есть имитация пуговиц. Такая кираса была атрибутом дворянина, желавшего не только подчеркнуть свою принадлежность к военному сословию, но и продемонстрировать приверженность моде.

Эрмитажное собрание старинного оружия считается одной из лучших в мире. Оно насчитывает более пятнадцати тысяч предметов парадного, охотничьего, турнирного, дуэльного и боевого вооружения, которые отличаются не только техническим совершенством, но и богатым художественным убранством. Постепенно утрачивая свои боевые качества, с развитием военной техники, эти предметы становились объектами коллекционирования, превращаясь в реликвии большой исторической и художественной ценности. Старинные доспехи и шлемы, ружья и пистолеты, шпаги и кинжалы из разных стран составляют основу этого собрания.

Начало коллекции положил великий князь Николай Павлович (впоследствии император Николаем I), который страстно любил и собирал старинное оружие, имеющее историко-мемориальную и художественную ценность или отличающееся высокими техническими характеристиками. Коллекция пополнялась за счёт трофеев, а также благодаря многочисленным покупкам на западноевропейских аукционах и подаркам от глав государств, дипломатов, собирателей старины, оружейных мастеров, знавших о пристрастии русского императора к старинному оружию.

К началу 1830-х годов для ее размещения было построено специальное здание в Царском селе, открывшееся для посетителей в 1834 году. В 1840–1860-е годы к Царскосельскому Арсеналу присоединили собрания художника А. О. Орловского, дипломата и коллекционера Д. П. Татищева, великого князя Михаила Павловича, князей Салтыковых и других коллекционеров, а в 1885 году, при Александре III, коллекция была перемещена в Эрмитаж, где она сейчас и находится.

В собрание старинного оружия Эрмитажа входит комплекс первоклассного по численности и подбору западноевропейского вооружения X–XIX столетий – оборонительного, холодного и огнестрельного. Их эволюция всегда находилась во взаимосвязи, и усовершенствование одного из них сразу же требовало улучшения другого вида оружия. Вслед за падением Римской империи в V веке на западе Европы последовал и упадок производства, в частности, индустрии изготовления вооружения. Только начиная с XII–XIII столетия, оно начало постепенно подниматься. XIV век – один из самых ярких периодов в истории Европы, известный как начало эпохи Возрождения, давшей миру великих художников, архитекторов, ученых. Расцвет науки и искусства отразился и на военном деле – произошли изменения в тактике ведения боя, появились новые виды вооружения. XV век стал знаковым временем для развития всех видов вооружений, в том числе и оборонительного – появился латный доспех, отличавшийся не только функциональными достоинствами, но и благородством пропорций, изяществом и красотой линий. Лучшие образцы органично восприняли черты готики, художественного стиля, характерного для того времени.

Внимание воина и оружейника было направлено не только на функциональные особенности защитного снаряжения, но и на его художественную отделку. Работу большой группы оружейных мастеров, металлургов и кузнецов, завершали плакировщики – мастера, украшавшие пластины доспеха. Многие из них были настоящими художниками. Нередко они пользовались специальными «орнаментальными» альбомами, откуда вместе с заказчиками выбирали рисунки для декорирования.

Кроме стилизованной растительности и гротесков, на доспехах изображали античных героев, известных исторических личностей, батальные сцены и сюжеты из священного писания. Мастера-оружейники использовали разнообразные методы декорирования. Основной техникой была гравировка по металлу. Для того чтобы придать оружию нарядный вид, мастера использовали техники, влияющие на цвет металла – золочение и воронение. Довольно часто золочение наносили на вороненый фон, создавая великолепный цветовой эффект.

Большой популярностью у мастеров-оружейников пользовалась техника инкрустации благородных металлов в сталь (таушировка).

Лидерство по производству и качеству оружия с первой половины XV столетия прочно удерживала Италия, а центром военной индустрии всей Европы был Милан, где производили лучшие изделия того времени. В Италии существовали давние традиции металлургии, хорошо развитая инфраструктура и, конечно же, большой спрос на предметы вооружения. C конца XV века конкуренцию Италии составила Германия, где оружие производилось в нескольких центрах, прежде всего, в Аугсбурге, Нюрнберге, Ландсхуте и Дрездене.

Кураторы выставки - Мадина Гадельяновна Зайченко, главный хранитель отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, и Фарида Мухаматшарыповна Буреева, директор Музея имени М. А. Врубеля.

www.museum.ru/N68029
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
сайт:vrubel.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.12.2024  x    ?  


Музей-заповедник "Царское Село" открывает после реставрации личные апартаменты Екатерины II

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Выставка "Медальерная Пушкиниана" в Музее А.С. Пушкина в Берново

"Импрессионисты" русской сцены

К 325-летию указа Петра I "О праздновании Нового года". Выставка "История ёлки" в Петропавловской крепости

Фарфоровые тарелки с российскими двуглавыми орлами из Кремлёвского сервиза. Дар Е.П. Бородиной

Образы Востока в советском и современном фарфоре. Из цикла «Поднесение к Рождеству»

К 225-летию А.С. Пушкина. Открытие обновлённой экспозиции в Музее А.С. Пушкина в Берново

Кабинет коллекционера-антиквара. Памяти мецената Ю.Ш. Абрамова

Выставка "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира" в Серпуховском музее

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Выставка "Кисть как оружие" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Концертная программа "Рождество с Хором Минина" в Государственном историческом музее

Выставка «Белая палитра» в Новосибирском художественном музее

Ко дню взятия русскими войсками крепости Измаил

Музей "Новый Иерусалим" представляет после реставрации карету Патриарха Никона

Выставка иллюстрированных изданий к 300-летию Академии наук в Русском музее

Фестиваль "Новогодняя кутерьма" в Гатчине

Выставка "Сверим часы" в музее-панораме "Сталинградская битва"

Презентация книги "Архитектура говорит. К 90-летию Музея"

Выставка "110 | Российский дизайн 1915-2025" в Московском музее дизайна в Новой Третьяковке

Объявлен состав участников Эрарта Премии - 2025

Выставка "Душа просит праздника" в Ростовском музее изобразительных искусств

Век импрессионизма. Выставка эксклюзивных цифровых художественных репродукций

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»

«Хорошо, что вы зеленый…» - выставка в Государственном музее Востока

«Но зима здесь слишком длинна...» - выставка зимней фотографии в РОСФОТО

Выставка портретов из собрания Псковского музея-заповедника

Древние артефакты, фотография, современное искусство и новые медиа. Выставка «Хрупкость» в Арсенале

Почему их так назвали? О происхождении имён зверей, птиц, насекомых, рыб и других живых существ

Про невиданных зверей... Выставка современных художников в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru