60 лет назад 15 октября 1957 г. был открыт уникальный мост в Ухане через реку Янцзы в Китайской Народной Республике. Эта стройка - яркий пример дружбы и плодотворного сотрудничества советского и китайского народов. Руководителем группы советских специалистов и главным инженером управления строительства был инженер-мостостроитель Константин Силин. Он предложил наиболее экономичный вариант мостового перехода. Впервые в мировой практике были применены предложенные советским инженером конструкции беcкессонных фундаментов из сборных железобетонных оболочек. За большой вклад в строительство Нового Китая К. Силин был награжден почетной грамотой Госсовета КНР.
В фондах ФГБУК "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ЦМЖТ России) хранится целый ряд экспонатов, связанных с историей этого исторического сооружения.
Транспортное значение и инженерная уникальность первого постоянного моста через р. Янцзы позволяют вновь обратиться к истории его строительства.
В 1955 г. в Китае приступили к сооружению большого моста через р. Янцзы, который должен был соединить холмы Змеиный (в районе Учан) и Черепаший (в районе Ханьян). До этого события паромная переправа железнодорожного подвижного состава через реку занимала почти сутки.
Изыскательские работы начались ещё в 1950 г. Проект разрабатывался китайскими инженерами при помощи советских специалистов. Мост планировали построить двухъярусным. Нижний уровень строился для железнодорожного движения, верхний - для пропуска автомашин
Общий вес металлических пролётных строений превышал 20 тыс. тонн Они изготовлялись на заводах в г. Мукден и г. Шаньхайгуан.
Строительство этого моста явилось большим вкладом в развитие техники мирового мостостроения не только из-за грандиозно больших размеров самого инженерного сооружения, но, главным образом, благодаря впервые применённой новой конструкции фундаментов речных опор.
Самым большим препятствием для строителей моста стала глубина реки, которая в половодье достигала 40 м, а разница между уровнями высокого и низкого горизонтов воды была около 19 м. В этих условиях выбор типа фундамента опор будущего строения вызвал особые затруднения.
Для моста через р. Янцзы было изготовлено и забито железобетонных свай-оболочек общей длиной около 62 км, пробурено в скальных грунтах ложа реки свыше 700 м скважин. Многие советские специалисты за трудовые подвиги были награждены особой медалью "Китайско-Советская дружба".
Плодотворное сотрудничество китайских и советских специалистов позволили в кратчайшие сроки воплотить в жизнь грандиозный проект.Строительство Уханьского моста вместо 4 лет было завершено всего за два года. Это был крупнейший мост в Китае в то время.
Автор: И.В. Дедюля, старший научный сотрудник НИО "Истории строительства железных дорог и мостостроения" ФГБУК "ЦМЖТ РФ