С 27 сентября 2017 г. по 14 января 2018 г. в рамках обмена художественными произведениями между Пушкинским Домом и Государственной Третьяковской галереей (Москва) в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проходит выставка одной картины, на которой представлен один из шедевров Третьяковской галереи - портрет поэта Вячеслава Иванова (1866-1949) кисти одного изсамых самобытных живописцев первой половины ХХ века Н.П. Ульянова (1875-1949).
Близкое знакомство Вячеслава Иванова и Николая Ульянова состоялось в Москве в 1914 года, когда художник начинает регулярно посещать собрания знаменитого "Общества свободной эстетики", одним из завсегдатаев которого был Иванов. Знакомство с Ивановым оказало значительное влияние на творчество Ульянова. Искусствовед Павел Муратов, автор одной из лучших прижизненных статей о живописце (1925), отмечает, что их общение "способствовало укреплению античной мечты художника", работавшему в это время над циклом картин на античные сюжеты.
1920 год был знаковым для В.И. Иванова: зимой этого года он публикует в альманахе "Художественное слово" цикл "Зимних сонетов" (как известно, поэт не принял Октябрьскую революцию 1917 г.), заслуживших высокую похвалу Анны Ахматовой: "А вот то, что он мог в 1919 году, когда мы все молчали, претворить свои чувства в искусство, вот это что-то значит".
Весной и летом 1920 г. Иванов предпринимает безуспешные попытки выехать с семьей из Советской России в Италию - с целью создания там Института русской литературы и искусства, однако, Особый отдел ВЧК не дает ему разрешения на выезд. В июне-июле 1920 года совместно с М.О. Гершензоном работает над знаменитой "Перепиской из двух углов", ставшей образцом интеллектуальной полемики и одним из глубочайших философских споров ХХ века о путях и судьбах мировой культуры.
Осенью 1920 года Иванов с семьей уезжает на Кавказ, а затем в Баку, и с ноября 1920 года начинает преподавание в Бакинском университете в качестве профессора классической филологии. Николай Ульянов написал портрет Иванова весной 1920 года. Картина сразу же заслужил высокую оценку современников, в частности, П.П. Муратов назвал ее "одним из лучших живописных портретов Ульянова".
Летом того же года портрет был приобретен Третьяковской галерей. Живописный вариант (1920) находится в Государственном Русском музее.
Портрет Вячеслава Иванова не случайно экспонируется в Пушкинском Доме: в Рукописном отделе ИРЛИ хранится архив поэта, а в 2008 году в Институте русской литературы была создана научная группа по изданию малого собрания сочинения В.И. Иванова, работающая в тесном контакте с Исследовательским центром Вячеслава Иванова в Риме.
Знаменитым "Ивановским средам" на Башне, в квартире поэта в доме на Таврической, 25, посвящена и центральная часть экспозиции "Серебряный век" Литературного музея Пушкинского Дома. Философ Н.А. Бердяев назвал собрания на Башне "духовной лабораторией, в которой сталкивались и формировались разные идейные и литературные течения". По словам Бердяева: "В.И. Иванов не только поэт, но и ученый, мыслитель мистически настроенный, человек очень широких и разнообразных интересов <…>. Это была сфера культуры, литературы, но с уклоном к предельному".
Выставка одной картины является важным примером взаимовыгодного и взаимообогащающего сотрудничества Пушкинского Дома и Государственной Третьяковской галереи, куда был передан для экспонирования на выставке "Некто 1917", посвященной 100-летнему юбилею Октябрьской революции, один из самых ценных экспонатов Литературного музея ИРЛИ - живописный портрет А. М. Горького работы В.М. Ходасевич (1918)