21 сентября в пресс-центре ТАСС «Северо-Запад» состоялась встреча директора Музея А.В. Головнёва с журналистами. Основной темой разговора стали масштабные преобразования, которые ожидают старейший музей страны в связи с приходом нового руководителя.
Разговор с журналистами Андрей Владимирович Головнёв начал с того, что рассказал о цели задуманных реформ. Главная идея, ради которой все затевается, найти интересные пути развития: чтобы Кунсткамера воспринималась не как хранилище ценных старых вещей, а чтобы к ней вернулся статус инновационности, с которого, собственно, она и начиналась.
- Музей обладает гигантскими ресурсами, в том числе коллекцией, насчитывающей более миллиона уникальных экспонатов, из которых лишь полпроцента выставлены в экспозиции. Наша задача состоит в активации этих ресурсов, в создании новой экспозиции, которая стала бы для посетителя маршрутом открытий - происхождение человека, кругосветное путешествие по народам и культурам, рождение науки о человеке и народах в петровскую эпоху, - поделился с журналистами планами директор МАЭ.
Период «тотальной реэкспозиции» займет не менее 5 лет. Но масштабные преобразования и ремонт не повлияют на работу Музея. Посетители по-прежнему смогут ходить по залам, знакомиться с постоянными экспозициями и наблюдать за процессом обновления.
- Сейчас в Кунсткамере нет экспозиций, которые бы создавались в петровскую эпоху. А, значит, нет таких, которые бы обладали статусом неприкосновенности. Как известно, любая инновация быстро превращается в традицию, - считает А.В. Головнёв.
Сегодняшняя Кунсткамера воспринимается порой как детский музей. В залах очень много посетителей с детьми. Это замечательно и не случайно. Экскурсионный отдел разработал много хороших программ, рассчитанных именно на дошкольников и подростков. По мнению директора МАЭ, необходимо расширить возрастные рамки и привлечь в Музей антропологии и этнографии больше молодежи, студентов. Кунсткамера может и должна стать современной. Главный принцип, который будет использован при создании новых экспозиций, это «сценирование».
- Нужно ориентироваться на то, чтобы наш Музей был музеем диковин и чудес, комнатой открытий и удивления, - убежден А.В. Головнёв. - Есть мнение, что это ненаучно. Но я, как член-корреспондент РАН, решительно отстраняюсь от такого подхода, потому что наука всегда заходила за пределы «знаемого». В какой-то мере каждое смелое открытие – это сенсация, а я не боюсь сенсаций. Так что старая Кунсткамера и новейший Музей антропологии и этнографии – а я не разделяю эти понятия – вполне гармоничны!
Отвечая на вопрос журналиста газеты «Санкт-Петербургские ведомости» о том, какая из новых экспозиций станет первой, Андрей Владимирович сообщил, что, возможно, это будет «Происхождение человека».
***
Пресс-досье:
Андрей Владимирович Головнёв - основоположник научной школы антропологии движения. Главные направления исследований: антропология движения, история и теория колонизации, номадология, этнофеноменология, мифология, киноантропология. Теоретические разработки сочетаются с эмпирическими (в том числе экспедиционно-полевыми) исследованиями. Исследователь-полевик с 40-летним стажем экспедиционных работ на Ямале, Таймыре, Гыдане, Урале, Европейском Севере России, Чукотке, в Югре, Якутии, Скандинавии, на Аляске и в других областях Арктики и Субарктики среди ненцев, селькупов, энцев, саамов, хантов, манси, коми-зырян, чукчей, эвенков, якутов, сибирских и уральских татар, нагайбаков, башкир, марийцев, немцев Урала, русских поморов, казаков, староверов, сибирских старожилов. Автор более 280 научных публикаций, в том числе монографий. Один из основоположников российской визуальной антропологии (киноантропологии), лауреат гран-при I и II Российских фестивалей антропологических фильмов (1998, 2000), премии Смитсониевского Института США (1994 г.). С 2003 г. Президент Российского фестиваля антропологических фильмов. Автор 10 этнографических/антропологических фильмов, отмеченных призами отечественных и международных кинофестивалей. Автор комплексной экспозиции "Связь времен" Ханты-Мансийского Музея природы и человека.