25 июля в музее "П.И. Чайковский и Москва" (ВМОМК имени М.И. Глинки) открывается выставка "Лебединое озеро". Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга". Проект посвящен 140-летию премьеры "Лебединого озера", которая состоялась на сцене Большого театра.
Выставка посвящена истории создания первого балета П.И. Чайковского, его драматичному пути к вершинам мировой славы, "звездам" балета и выдающимся балетмейстерам, в чьем творчестве "Лебединое озеро" сыграло важную роль.
Выставка открывается рассказом о работе композитора над музыкой к "Лебединому озеру", о премьере в Большом, ставшей провалом, о подлинном рождении балета, которое состоялось в Петербурге более чем через двадцать лет после московской премьеры, когда композитора уже не было в живых. Ключевыми экспонатами здесь стали автограф партитуры балета и напечатанное 1890-е годы в издательстве "П.И. Юргенсон" переложение "Лебединого озера" для фортепиано (совместная работа П.И. Чайковского и Н.Д. Кашкина). Представлены и уникальные московские афиши балета; фотографии первых исполнителей "Лебединого озера"; раритетные театральные сапоги "самого первого" принца Зигфрида (танцовщик А.К. Гиллерт).
Значительное место в экспозиции уделено знаменитым русским и советским балеринам, блестяще исполнявшим на сценах Большого и Мариинского (в советское время - Ленинградский государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова) театров партии Одетты-Одиллии: А.Я. Вагановой, В.А. Трефиловой, О.В. Лепешинской, Г.С. Улановой, И.В. Тихомирновой, М.М. Плисецкой, Е.Л. Рябинкиной. Экспонируются многочисленные сценические костюмы, по которым можно проследить эволюцию образа; фотографии и портреты танцовщиц, фарфоровые и бронзовые статуэтки, личные вещи,
Экспонаты выставки знакомят с балетным спектаклем "Лебединое озеро" в интерпретациях выдающихся балетмейстеров прошлого и наших дней (М.Петипа, А.Ваганова, А.Мессерер, Ю.Григорович). Каждый из хореографов творчески осмыслил драматургию, привнес новое в идейный замысел П.И. Чайковского. Так, петербургские постановщики М. Петипа и Л.И. Иванов заменили трагический финал на счастливый конец; А.А. Горский в Москве и А.Я. Ваганова в Ленинграде разделили партии Одетты и Одиллии между двумя исполнительницами; в редакции Ю.Н. Григоровича чародей Ротбарт трансформировался в Злого гения, обрел танцевальный язык и неформально стал одним из главных персонажей балета. Своеобразие каждой хореографической редакции "Лебединого озера" раскрывается в фотографиях балетных сцен, рисунках, эскизах декораций и костюмов художников П.Б. Ламбина, М.И. Бочарова, Ф.С. Козачинского, С.К. Самохвалова, С.Б. Вирсаладзе и др.
На церемонии открытия выставки будут присутствовать заслуженная артистка РСФСР Е.Л. Рябинкина, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина В.Д. Родионов, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Н.И. Метелица, заведующая музеем Государственного академического Большого театра России Л.Г. Харина, директор мемориального музея-заповедника П.И. Чайковского Г.И. Белонович, другие приглашенные лица.
Выставка основана на подлинных материалах из фондов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также из личных коллекций заслуженной артистки РСФСР Е.Л. Рябинкиной и художника-фотографа Л.Л. Педенчук. Копии афиш и эскизов костюмов предоставлены Музеем Государственного академического Большого театра России.
Музей "П.И. Чайковский и Москва", Кудринская пл., 46/54
Информация и аккредитация: 8 495 739 62 26 доб. 166