7 июля в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля состоится открытие выставки «ЛИК РЕЗНОЙ. Иконостас домового храма-звонницы в честь иконы Божьей Матери “Прибавление ума” (Барнаул)».
Резная икона в храмовом искусстве России занимает особое место. В Омске она появилась лишь в середине 1980-х годов. В настоящее время мы являемся свидетелями уникального явления – все возрастающей потребности в резных образах наравне с иконописными произведениями не только в основном пространстве храма, но и в составе иконостаса.
Создание полностью резного иконостаса для храма иконы Божьей Матери «Прибавление ума» в Барнауле можно считать значимым событием в духовной и художественной жизни не только города, но и всей Сибири. Музей имени М. А. Врубеля представляет работы омских художников под руководством Павла Минина перед отправкой на Алтай, а также эскизы образов, часть которых ожидает своего воплощения в материале.
Церковь, для которой предназначен иконостас, служит домовым храмом-звонницей Учебного центра звонарского искусства Алтайской митрополии. Ее престол освящен в честь иконы Божьей Матери «Прибавление ума» (данный извод также известен как «Подательница ума» или «Ключ разума»). Издавна к ней обращались за помощью в учебе, избавлением от душевных заболеваний и просветлением мыслей. Примечательно, что прототипом «Прибавления ума» считается деревянная статуя Богоматери XIII–XIV веков. Скульптура находится в итальянском городе Лорето, в Святом домике, где, согласно преданию, появилась на свет Пресвятая Богородица.
В оформлении барнаульского деревянного храма его настоятель протоиерей Георгий Крейдун и омский художник Павел Минин приняли новаторское решение выполнить святые образы для четырехъярусной алтарной преграды в деревянной пластике. Чтобы иконы выделялись на фоне однотонного массива стен, декор иконостаса расписан темперными красками.
Иконографическая программа алтарной преграды являет собой традиционную структуру высокого русского иконостаса XVII века: местный и праздничный ряды, Деисус и пророческий ярус, венчающий общую композицию. Большой интерес представляет нижний местный ряд, где особое внимание художник уделяет пейзажам и архитектуре, связанным с историей каждого из святых сюжетов. На поземе изображены домовой храм-звонница, где непосредственно располагается иконостас, и церковь апостола Иоанна Богослова, главной святыни Иоанно-Богословского храмового комплекса.
Над созданием барнаульского иконостаса трудится творческая группа под руководством Павла Минина: Сергей Диянов, Сергей Толмачев, Егор, Лариса и Михаил Минины. Практически в этом же составе художники работали над иконостасами для Анадыря (Троицкий кафедральный собор, 2003–2005), Калачинска (Воскресенский кафедральный собор, 2006–2012), Омска (Церковь Святого Духа, 2013). В рамках представленного на выставке проекта на некоторых этапах творческого процесса принимали участие ученики Павла Минина, студенты Института искусств Омского государственного педагогического университета – Екатерина Михайлова, Наталья Руппс, Мария Лифляндская, Анастасия Казаковская, Анна Мигунова, Игорь Лобода, Полина Евдокимова, Ксения Фоменко и Дарья Зинченко, – на практике постигая азы сакрального искусства.
Открытие состоится во Врубелевском корпусе музея по адресу: ул. Ленина,3.
Куратор – Егор Минин
Справки по тел.: (3812) 24 15 64