15 июня во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3) начала работу выставка «Комментарий к старинной гравюре». Графика XVIII века из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
Музей продолжает знакомство зрителей с искусством старинной гравюры и творчеством русских и западноевропейских мастеров репродукционной печати. Резцовая техника, офорт, меццо-тинто, пунктирная манера… Современному зрителю немного расскажут эти названия. Графика сложна для восприятия. Недостаточно на нее просто смотреть – гравюру нужно суметь «прочитать». Поэтому одной из задач организаторов выставки стало создание сопроводительных текстов – комментариев, раскрывающих каждое произведение в его историко-культурном контексте.
В экспозиции представлены работы XVIII столетия – времени глубокого интереса к гравюре и ее возможностям. Особое развитие получили техники, способные наиболее точно передать впечатления от живописных оригиналов. Почти все известные коллекции, в которых значительное место занимала репродукционная гравюра, формировались в век Просвещения.
Одно из отличительных качеств старинной гравюры – ее информативность. На полях листов с изображениями размещалось большое количество подписей, надписей, геральдических символов, многие из которых указывали на имена людей, причастных к созданию оттиска. Как правило, это были рисовальщик, гравер и издатель. Там же мы можем прочесть название гравюры, а иногда и подробно узнать о ее сюжете, литературном источнике или оригинале – картине или рисунке, с которого было сделано графическое произведение. Классическая гравюра могла рассказать немало интересного и о заказчике. Например, о его родословной… Размещенный на полях герб придавал работе особый статус.
Гравюры на выставке объединяет не только время создания, но и основа, на которой они напечатаны. Это тряпичная бумага, изготовленная вручную на знаменитых французских мануфактурах, славящихся в XVIII веке умением делать качественные листы большого формата.
Выставка знакомит с результатами исследовательской и реставрационной работы. Итоги научный изысканий отражены в развернутых комментариях к гравюрам. Некоторые листы были отреставрированы и впервые включены в экспозицию.
Особое внимание в экспозиции уделено редкой гравюре Г. И. Скородумова «Смерть князя Потемкина в степях Бессарабии» (1792). Крупноформатная работа, выполненная с блестящим техническим мастерством, документально повествует о трагическом событии – внезапной кончине светлейшего князя Г.А. Потемкина.
Произведения английских и французских мастеров: Р. Ирлома, В. Грина, Ж. Альямэ, Ж. Леба и других представляют ярчайшие образцы классической репродукционной гравюры, исполненной по оригиналам великих живописцев и рисовальщиков прошлого – П. Рубенса, К. Лоррена, Н. Берхема…
В подготовке комментариев принимал участие Е.Н. Журавлев, член Сибирской геральдической коллегии, коллекционер.
Кураторы выставки: Галина Севостьянова, Татьяна Масюк
Справки по тел: (3812) 24-15-64