28 июня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства откроется выставка "New olds. Классика и инновации в дизайне", организованная Институтом связей с зарубежными странами ifa, Гёте-Институтом и Московским музеем дизайна. Выставка представит работы молодых дизайнеров из России, Германии и других стран мира. Российскую часть экспозиции подготовил Московский музей дизайна. Проект исследует идею "нового" и "старого" в дизайне, раскрывает природу отношений между традицией и инновацией, рассказывает о трендах, формах и материалах, которые, с одной стороны, постоянно меняются, а с другой - сохраняют тесную связь с историческим контекстом и традиционной культурой.
Из Германии на выставку доставлено более 50 работ, выполненных 45 дизайнерами и дизайнерскими группами. Большинство авторов живут и работают в Германии, однако среди участников также есть представители других европейских стран и США. Каждый из объектов дизайна, отобранных для выставки, находится в зоне противоречий между традиционным и инновационным. Экспозиция поднимает тему "нового" и "старого" - понятий, которые в сфере дизайна далеко не всегда находятся в конфликте. Она показывает, как современные дизайнеры трансформируют идеи классиков, используют традиционные технологии в работе с новыми материалами, применяют для создания своих изделий продукты вторичной переработки, производя новые объекты из уже отслуживших свое.
Промышленный дизайн по праву вошел в историю искусства последний двух столетий. Он стремительно и органично превратился в неотъемлемую часть культуры. Однако многие из используемых в нем приемов, воспринимающихся новыми, связаны с исторически сформировавшимся набором форм и являются собственным способом выражения для конкретной страны и ее культурной традиции. Таким образом, эти приемы можно назвать новой интерпретацией традиционных методов выражения. Выставка "New olds" ставит вопросы об историческом контексте, о материалах, конструкции, конфигурации, о производстве объектов дизайна и о культуре их представления потребителю.
Куратор выставки - Фолькер Альбус, дизайнер, архитектор, профессор Государственного университета искусств и дизайна в Карлсруэ (Германия), автор многочисленных книг и статей по дизайну. По его словам, одна из главных целей экспозиции - "исследовать концептуальные и экспериментальные работы, к которым не относятся вещи, продающиеся в обычных магазинах". Фолькнер Альбус: "Наше послание к посетителям выставки заключается в том, чтобы они держали глаза открытыми и перестали мыслить стереотипами. А для молодых дизайнеров и студентов профильных заведений мы хотим донести простую мысль: дизайн меняется каждый день".
В числе экспонатов - деревянный стул от Маартена Бааса, повторяющий традиционную форму пластиковой мебели, коллекционная тарелка от Нины Каппенштайн, на которой вместо привычного сельского пейзажа изображен индустриальный, черный гамак от студии Bless, меньше всего навевающий мысли о лете и даче, клейкая лента от Марти Гиксе с нанесенным на нее барочным рисунком и лампа накаливания от Пике Бергманс, будто расплавившаяся от высокой температуры.
Выставка в Москве дополнена работами российских дизайнеров. Александра Санькова, директор Московского музея дизайна и со-куратор выставки говорит: "В России всегда были развиты народные промыслы; их истоки лежат в русских традиционных сельских ремеслах. После Октябрьской революции 1917 мастера были объединены в артели, заводы были национализированы. В Советском Союзе художники и дизайнеры продолжали использовать в своих работах национальные сюжеты и орнаменты. Сегодня они также вызывают интерес у дизайнеров, например, Денис Милованов, Анастасия Кощеева и Александр Каныгин создают на собственных производствах лимитированные серии объектов, переосмысляя русские традиционные предметы быта. Наряду с механизированной технологической обработкой российские дизайнеры добавляют ручной труд, и их вещи приобретают индивидуальность, перестают быть массовым "бездушным" товаром. Еще один тренд современного российского дизайна - использование в качестве материала старых, отслуживших свой срок вещей или их отдельных частей. Такие объекты экологичны, и у каждого из них есть своя история. Анна Кулачек и Екатерина Копытина сотрудничали с объединением Гжель и Гусь-Хрустальным Стекольным Заводом, актуализируя культурное наследие и привлекая внимание к старейшим фабрикам русских промыслов. Работы компании "Дымов Керамика", бюро Archpole, фабрики "Made in August" доказывают, что и сейчас традиционные техники по работе с деревом, печати на ткани или работа с гончарным кругом востребованы, а на основе привычных материалов могут быть созданы функциональные и современные предметы интерьера. На выставке будут представлены мебель, светильники и керамические изделия молодых российских дизайнеров. Эти проекты уже были показаны на международных выставках и получили профессиональное признание".