Садовый павильон Музея А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. «Кропоткинская», вход с Чертольского переулка)
Интерьер ампирного садового павильона, в котором представлены образцы русской и европейской вышивки XIX, воссоздает антураж былой жизни русского дворянства. Вышитые картины были непременной частью украшения жилых помещений, как в городских особняках, так и загородных имениях.
Как известно, занятие вышивкой входило в обязательный круг навыков домашнего воспитания дворянина - рукоделию детей начинали обучать с малых лет. Вышивать умели все – и хозяйка, и ее дети, и слуги. С течением времени мастерицы совершенствовались в ремесле: одни пользовались специальными пособиями с узорами и образцами; другие сочиняли сюжеты самостоятельно. Был еще один способ - «снятие» копии из любимых книгсо значимых живописных произведений, недоступных для постоянного созерцания.
В музейном собрании есть две большие вышивки на исторические сюжеты, образцами для которых послужили популярные среди современников полотна. Это «Петр I на Ладожском озере» с оригинала Карла Карловича Штейбена, картина которого на Парижском салоне 1812 года привлекла широкое внимание, как французской, так и русской публики, в результате чего в 1814-1818 годах на Парижской Королевской гобеленовой мануфактуре по заказу Наполеона I в подарок русскому императору Александру I был выполнен гобелен. Не менее сложная, но более уравновешенная и статичная композиция - «Битвы при Ваграме» - заимствована у прославленного французского художника Ораса Верне.
Искусство рукоделия с многовековой историей не угасало в течение XIX столетия. Под влиянием общекультурных процессов, движений моды и смены стилей происходили естественные процессы смены художественных ориентиров и предпочтений. Яркими примерами вышивок эпохи историзма, выполненными в стиле «бидермайер» с неоготическими и ренессансными реминисценциями являются три полотна: «Украшение невесты» - переработка живописного произведения Августа Фердинанда Хопфгартена 1836 года; «Юный дворянин с ружьем» и «Юная дворянка с соколом» по оригиналам Генриха Виттиха 1834 и 1835 годов. Популярности последних немало способствовал отец художника – Людвиг Вильгельм Виттих, бывший известным берлинским издателем, печатавшим книги с шаблонами для рукоделия.
Кстати, сюжетной основой большинства вышивок являлись подобные образцы, широко издававшиеся в Германии, Австрии, Франции и привозившиеся в Россию. Особенно легко такие шаблоны было использовать для так называемых «счетных» техник – вышивки крестом, полукрестом и бисером. На выставке представлены два подлинных листа, на одном из них к разлинованному в клеточку изображению собачки подверстано изображение шкатулки, на крышку которой и предлагалось поместить готовое изделие.
На выставке можно увидеть не только вышитые картины, но и бытовые повседневные предметы обихода: подсвечники, папки, шкатулки, каминные экраны, принадлежности для письма, домашних игр, охоты и отдыха – все они украшены вышивкой, что свидетельствует о широком распространении этого мастерства и искусстве рукодельниц. В период расцвета альбомной культуры прямо на бумажных страницах дамы вышивали венки, послания и небольшие сюжеты. Каждый такой пример представляет поистине ювелирную работу.
Традиционно вышивки использовались и в украшениях тканей, как для обивки мебели, так и для костюма. Исключительным экспонатом выставки можно считать отрез белого батиста, тонко и красиво расшитого мелкими цветами. Благодаря этому предмету можно проследить этапы создания женского платья в начале XIX века. Прежде чем кроить ткань, ее «отделывали» согласно модным тенденциям и вкусам заказчика - и безликий кусок белого полотна «превращался» в расшитую ткань, предназначенную для пошива какого-нибудь легкого прогулочного или бального платья. И не всегда процесс подготовки ткани заканчивался готовым изделием. Долгий поиск фасона, модели, рисунка и цвета в итоге формировал индивидуальное решение костюма, придавал неповторимость каждому туалету.
Среди вышитых изделий в музейном собрании есть несколько особо ценных мемориальных предметов. Это сумочка для рукоделия, принадлежавшая кн. Вере Федоровне Вяземской, жене известного литератора и друга А.С. Пушкина; бархатный воротничок со стеклярусом Ольги Сергеевны Павлищевой, родной сестры поэта; воротнички и пелеринки Веры Александровны Нащокиной, жены ближайшего друга А.С. Пушкина; портмоне декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, вышитое ему в подарок сестрами.
С развитием искусства рукоделия осваивались новые материалы, использовались и комбинировались разные техники работы сообразно вкусам и умениям мастериц. В собрании музея есть не только очень популярные вышивки крестом и полукрестом (гобеленовым швом), бисером, гладью, но и уникальное в своем роде настенное панно с выпуклыми цветами в помпезной вазе. Оно выделяется в общем ряду жанровых и исторических сюжетов и портретов, композиций с цветочными венками и домашними животными. Исполнительница панно – «Мадам Т. Захарова». Она сочетала в своей работе несколько приемов объемной вышивки шелковыми и серебряными нитями, синелью. Включенные в общую картину лепестки цветов из почти прозрачной газовой ткани придают произведению не умозрительную, а реальную глубину и объем, также как и листья из пушистых нитей синели. Их концы немного подкручены, чем напоминают движение живых растений. Стремление к натурализму, естественности является важным компонентом общего замысла. Каждому объекту в композиции отведена своя роль. И только знание языка и символов цветов может помочь разгадать заложенный в ней смысл.
Рукоделие XIX века является сегодня богатым источником для изучения бытовой и художественной культуры. Разнообразный выбор и множественные интерпретации сюжета говорят о популярности искусства вышивки, в котором нашли отражение мировоззрение, стиль и мода эпохи. «Живопись иглой», выполненная с одной стороны, с высоким вкусом и знанием академических правил или, с другой, напротив, лубочно-наивно, но искренне и с большим старанием, способна доставить восприимчивому зрителю радость и наслаждение.