Выставка графических и живописных работ художника Марка Николаевича Порунина откроется в Спас-Клепиковском отделе Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и будет работать в течение двух месяцев.
На выставке представлено более 40 работ Марка Порунина, переданных в фонды музея-заповедника С.А. Есенина два года назад дочерью художника Младой Марковной Поруниной. Это портреты Сергея Есенина, а также серия акварелей, сюжеты которых перекликаются с произведениями поэта. Жизненная сила, абсолютная творческая свобода и неподдельный неожиданный юмор нашли воплощение у мастера в его графических листах, посвящённых С.А. Есенину.
Часть акварелей – своеобразный отклик на поэтический текст, порой буквальный, следующий строке. Иные же работы, идущие только изнутри, по велению сердца самого художника, не являясь иллюстрациями к стихам поэта, тем не менее вызывают у человека желание соотнести их с поэзией С.А. Есенина, к примеру, «Петух красный на заборе», «Соловей и роза», «Синий май…» (1970 г.) Поистине восточной экзотикой, мягким, мудрым юмором дышат акварели, навеянные циклом стихов С.А. Есенина «Персидские мотивы» («Лунным светом Шираз осиянен…», «Я б порезал розы эти…», «В Хороссане есть такие двери, где обсыпан розами порог…»).
Выражение своего, индивидуального восприятия мира М.Н. Порунин осуществляет всем арсеналом пластических средств, выработанных годами, где он сознательно избегает стереотипов и создаёт свой собственный язык. Формально листы акварели решены с кажущейся простотой, путём предельного отбора средств. Детали не прорисовываются, но верно найденные отношения, колорит каждого листа помогают добиться неповторимого настроения.
Манера художника воспринимать вещи и тексты есенинских произведений отличается специфической добродушностью, склонностью к шутке, проказливости, «лукавой простоватости», смеси иронии и чувствительности («Я по первому снегу бреду…», «Хорошо лежать в траве зеленой…», «Я красивых таких не видел…» и другие). Однако с трактовками этих образов тут же соглашаешься — столь они убедительны.
Впечатляет своеобразная музыкальность акварелей. Работы притягивают к себе, интригуют, воздействуя сначала на эмоциональном уровне и постепенно приоткрывая многоплановое содержание. Ценность приобретённых листов – в их поэтической ассоциативности. Просмотрев работы, зритель проникается желанием глубже постичь Есенина, увидеть в его поэзии то, что взволновало художника.
По материалам статьи В.С. Титовой, старшего научного сотрудника научно-фондового отдела