24 марта в 16 часов Мемориальный Дом-музей Л.В. Собинова приглашает познакомиться с новой выставкой «Смешная опера» Д. Обера «Фра-Дьяволо». Эта выставка продолжает большой музейный проект «Свидетели былых триумфов. Презентация сценических костюмов Л.В.Собинова из собрания Ярославского музея-заповедника».
На выставке представлен подлинный черный бархатный костюм Леонида Собинова, в котором он пел в опере «Фра-Дьяволо». Дополнят лаконичную экспозицию несколько фотографий, запечатлевших певца в этой роли, театральные программы, а также клавир оперы, датированный 1891 годом из собрания Областной универсальной библиотеки имени Некрасова. И, конечно, главным музыкальным украшением выставки будет запись Серенады Фра-Дьяволо в исполнении Леонида Собинова, датированная 1908 годом. Вызовут интерес у меломанов и вокальные фрагменты других известных исполнителей этой оперы. Дополнят выставку фрагменты одноименного фильма-оперы, снятого в 1982 году в ГДР.
Комическая опера французского композитора Даниэля-Франсуа-Эспри Обера «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине», написанная в содружестве с Эженом Скрибом (автором либретто), впервые была исполнена в 1830 году на сцене парижского театра Комической оперы. В основе оперного либретто лежит реальная история про Фра-Дьяволо. Настоящее имя этого человека Микеле Пецца. Он был итальянским разбойником и участником освободительного движения на юге Италии, направленного против французской оккупации в конце XVIII — начале XIX веков. В России премьера оперы «Фра-Дьяволо» состоялась уже на следующий год после французской премьеры. Она с большим успехом шла в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
Среди известнейших исполнителей заглавной партии этой оперы был и Леонид Витальевич Собинов. Впервые он выступил с этой партией в 1905 году в Санкт-Петербурге и театре « Ла Скала». Остались документальные свидетельства того, как непросто давались Леониду Витальевичу эти репетиции. Потрудиться ему пришлось изрядно. Образ героя разбойника и с точки зрения вокала и в плане актерской игры был очень сложен. У Собинова возникли разночтения с режиссером по поводу этой роли, он писал о том, что бьётся над партией «как японцы над Порт-Артуром». Но успех в этой партии рос от спектакля к спектаклю.