С 4 марта по 10 апреля 2017 года Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, East Meets West Gallery и Итальянский институт культуры представляют выставку «Лицом к лицу». В проекте будут экспонироваться работы итальянской художницы Крисс Гуэнцати Дубини и российской художницы Екатерины Рожковой.
Исследуя лица своих современников, каждая художница акцентирует внимание не только на внешнем и внутреннем состоянии героев, но и на символах и атрибутах их национальной, социальной и личной жизни. И здесь портреты миланской художницы Крисс Дубини больше подчеркивают высокий социальный статус моделей и менее внимательно исследуют их психологическое состояние. «Так, у Крисс Дубини, и это, пожалуй, самые интересные атрибуты, тонкие, даже скорее утончённые портреты углём, сопрягаются с античными фигурами или деталями греческих храмов, создавая ренессансную память истории (Крисс и её Богини). Доказывая тем самым, что античность по-прежнему питает европейскую культуру. А живописные светские или семейные портреты Крисс часто несут в себе симфонию гламурных деталей современности...» (Эвелина Шац). Рядом с античными скульптурами, деталями храмов ее современники возвышаются до уровня героев.
Иначе выглядят ее скульптурные работы и пластика из керамики. Линии женских торсов становятся более простыми и актуальными, часто без всяких излишеств. Выбор объектов диктуется материалами и дизайнерскими задачами: используются в основном типичные для Италии материалы и техники, такие как терракота, мозаика, глазурь. В этих работах нет социальной атрибутики или символики, что делает их очень современными.
Московская художница Екатерина Рожкова по-иному осмысливает ту же тему. Символичным кажется не только название новой серии ее работ «Город женщин», но и сам факт ее обращения к жанру портрета человека. Разные по возрасту и по профессиям, разные по социальным группам, все героини ее серии – яркие представительницы своего времени, живут в России XXI века. Это либо ее близкие друзья, либо хорошие знакомые. Всех их объединяет бережное отношение к своим корням, к семейным традициям, к прошлому. «Я бы хотела в своей серии портретов найти связь между современными героинями и традиционными русскими предметами интерьера и одежды. Каждой из героинь соответствует что-то предметное, близкое ей в повседневном быту. Это может быть и русский платок из Ивановского ситца, и деревянный наличник, и прялка, а может красный сарафан или деревянная резная шкатулка. Этот предметный мир, как нарисованный, так и реальный, помогает разгадать нам загадку российской женщины – ее долготерпения, ее трудолюбия, ее цельности» (Екатерина Рожкова).
В экспозиции будут представлены великолепные образцы тканей из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства: два кумачовых платка, один из которых с клеймом мануфактуры А. Баранова конца XIX - начала XX века, несколько праздничных женских головных уборов в основном XIX века из Вологодской, Олонецкой и Тверской губерний, вышитые полотенца и подзор XX века северных губерний России (Вологодской и Архангельской).
Предметный ряд деревянного народного творчества представлен прекрасно сохранившимся наличником светёлочного окна, частью фриза крестьянского дома (Поволжье, вторая половина XIX века), солонкой в виде петуха, солоницей в виде курицы (г. Вологда, XIX век, дерево, долбление, резьба) и другими предметами быта России XIX века из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
Часто говорят: «Лицом к лицу лица не увидать… Но можно заглянуть в зазеркалье…», а там происходит не только встреча итальянской художницы и скульптора Крисс Гуэнцати Дубини и московской художницы Екатерины Рожковой, но и встреча значений двух миров, двух культур. (Эвелина Шац)
Куратор выставки Татьяна Палеева