С.В. Ковалевская (1850-1891) – выдающийся математик, первая женщина, ставшая членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Была одаренным писателем, публицистом, активным участником общественного движения 60-х гг. XIX века.
Отрочество и юность ее прошли в сельце Полибино, расположенном на живописном берегу озера, рядом с шоссейной дорогой, соединяющей Великие Луки с Невелем.
Первые документальные сведения о Полибине относятся к XVIII веку, когда село входило в состав большого имения генерала И.И. Михельсона. В 1841 году с публичных торгов усадьбу приобрел В.В. Корвин-Круковский (отец С. В. Ковалевской) и полностью перестроил ее.
Сохранился дом, о котором в своих «Воспоминаниях детства» Софья Васильевна пишет: «Среди этой дикой малонаселенной местности странно выступал Полибинский дом, с его террасами, окаймленными летом гирляндами роз, с его обширными оранжереями и парниками».
В 1858 году семья переехала в Полибино вместе с тремя детьми: Анной, Софьей и Федором. Старшая сестра Анна Васильевна Жаклар, участница Парижской Коммуны, была близким другом и наставницей юной Софьи.
Софья прожила в Полибине до 18 лет. Выйдя замуж за В.О. Ковалевского, она уехала в Петербург, а затем в Германию продолжать образование. Впоследствии она несколько раз на короткие сроки приезжала в Полибино: в 1874 году, после защиты диссертации, в 1875-м – на похороны отца, в 1879-м – на похороны матери.
После смерти отца имение перешло к младшему брату Софьи Ф.В. Корвин-Круковскому. С 1880-х годов до революции у Полибина менялись владельцы. В 1920-х годах в усадьбе расположилась детская трудовая колония, затем детский дом.
В 1980 году усадебный дом был передан Псковскому музею-заповеднику и было принято решение о создании в Полибине пока единственного в мире мемориального музея С.В. Ковалевской.
Основу коллекции музея составляют мемориальные вещи и документы. Среди них письма С.В. Ковалевской своим близким и письма к ней, книги из личной библиотеки, рукопись романа «Нигилистка», прижизненное издание повести «Воспоминания детства» с ее автографом, альбомы для фотографий, гербовая печать генерала Корвин-Круковского, бальные туфли и накидка из гагачьего пуха, принадлежавшие Ковалевской, вышитый ею коврик в подарок шведскому астроному Гуго Гюльдену, предметы прикладного искусства, мебель.
На сегодняшний день сохранился главный усадебный дом, построенный по проекту выдающегося русского художника и архитектора А.П. Брюллова, и флигель, где жила прислуга. В состав музея-усадьбы входят также частично сохранившийся парк и озеро. Двухэтажный каменный дом с трехэтажной башней состоит из 13 комнат с анфиладной планировкой. Комнаты все большие. С первого на второй этаж ведет мраморная лестница. Со второго на третий – деревянная винтовая. Из столовой есть выход на террасу и в парк.
Трудно сейчас себе представить, как бы сложилась судьба С.В. Ковалевской, если бы в ее жизни не было Швеции. Ведь уже получив блестящее образование и приобретя известность очень перспективного и талантливого математика, она не имела возможности заниматься наукой ни в России, ни в какой другой стране именно потому, что она – женщина.
Может быть, она стала бы писательницей и написала больше произведений, чем нам известно сейчас. Может быть, она увлеклась бы революционной борьбой или была бы известна как общественная деятельница и прославилась в борьбе именно за женское образование. Одно можно утверждать с уверенностью: жизнь обыкновенной провинциальной дворянской барышни, а позднее помещицы была не для нее. И случилось то, что случилось.
В 1883 году, после десятилетнего перерыва в научных занятиях и тщетных поисков какого-либо места в России, С.В. Ковалевская поступила на преподавательскую работу по приглашению Стокгольмского университета. Это было сенсацией для всего ученого мира и для Швеции тоже.
В Швеции Ковалевская написала все свои основные работы по математике. Среди них главная – «О вращении твердого тела вокруг неподвижной точки». Парижская Академия наук объявила специальный конкурс на эту работу. Среди работ 15 виднейших ученых была работа С.В. Ковалевской. Она получила первую премию, причем, премию эту увеличили с 3 тысяч франков до 5 тысяч «за необыкновенно оригинально и изящно выполненную работу». А через год за вторую работу на эту же тему Ковалевская получила премию Шведской Академии наук.
Шведский период жизни очень плодотворный для Ковалевской. Для научной деятельности созданы все условия. Она необыкновенно популярна в Швеции. На нее приглашают гостей, как приглашают на каких-либо знаменитых артистов. В Швеции Ковалевская начинает серьезно заниматься писательской деятельностью. Ее повесть о жизни в Полибине «Воспоминания детства» высоко оценила критика. Наконец-то есть все, к чему она стремилась: занятия любимой математикой, слава, деньги, положение в обществе. И все же она была очень несчастна в Швеции. Она рвалась в Россию, где жили ее близкие и друзья, но только после того, как она стала известна своими открытиями во всем ученом мире, Россия была вынуждена признать талант С.В. Ковалевской и присвоить ей звание члена-корреспондента Академии наук. Но даже это высокое звание не помогло Ковалевской получить место в каком-либо высшем учебном заведении России.
Ныне во всех странах признан талант С.В. Ковалевской: в Америке создан фонд ее имени, из которого выплачиваются премии женщинам-математикам развивающихся стран. В немецком городе Кайзерслаутерне в университете создана гостевая профессура имени Софьи Ковалевской. Для поднятия престижа женщин-математиков каждый год из разных стран туда приглашаются женщины читать лекции. Первой была приглашена Нина Маслова из Петербурга, затем американка, потом француженка и т. д. В Университете им. А. Гумбольдта также создан фонд имени С.В. Ковалевской. В конкурсе могут принимать участие молодые, но уже известные ученые со всего мира.
Настоящая выставка объединила в себе «усадебный мир» со столичными видами Стокгольма и Санкт-Петербурга, интерьеры и парки музея-усадьбы С.В. Ковалевской в фотоработах Г.Н. Василевича и Н.А. Алексеева и творческую фантазию в живописных работах И.Д. Шаймарданова.
Георгий Николаевич Василевич более двадцати лет возглавляет Пушкинский Заповедник. Кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии Российской Федерации за 2001 год и Национальной премии в области архитектуры «Хрустальный Дедал» (2001), заслуженный работник культуры Российской Федерации. Его фотографии – поэтическое размышление о памяти, сохраняемой в этом месте, о том, как живет оно сегодня.
Николай Андреевич Алексеев, работая в Пушкинском Заповеднике, трудится над музейным видеоархивом, занимается фото- и видеосъемкой будних и праздничных дней музея. Фотографией, ставшей его призванием, он занимается более 30-ти лет. Принимает активное участие в выставочных проектах в России и за рубежом.
Игорь Дмитриевич Шаймарданов – участник более 40 персональных выставок. Работает в жанре традиционной сюжетной живописи и графики. Член Союза художников России. Член Союза театральных деятелей России. Живет и работает в Санкт-Петербурге.