НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

По вопросу передачи Исаакиевского собора РПЦ МП. Мнение трудового коллектива

1 февраля 2017Санкт-Петербург
Исаакиевский собор
Мнение трудового коллектива

СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор"

по вопросу передачи Исаакиевского собора РПЦ МП

10 января 2017 г. Губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко заявил о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Тем самым фактически ликвидируется историко-художественный музей, созданный еще в 1928 г. Несмотря на утверждение Губернатора о сохранении за зданием "музейной функции" для каждого связанного с музейным делом человека очевидно, что подмена полноценного музея некой музейной функцией едва ли может быть признана начинанием, отвечающим интересам культуры. Музей - не экскурсионная площадка. Музей - это сложная система взаимообусловленных функций, которые просто не могут существовать изолированно. Нельзя проводить экскурсию, не зная, что ты показываешь, а для этого нужна научно-исследовательская деятельность. Нельзя показывать, не думая о том, как размещены предметы, и какие комплексы они составляют, а для этого нужна экспозиционно-выставочная деятельность. Нельзя показывать, не будучи уверенным, что музейный объект защищен от процессов разрушения и распада, а для этого нужна реставрационная деятельность. Наконец, нельзя использовать предмет в процессе коммуникации, не зная, где он находится в научно - организованной системе фондохранилища, а для этого нужна фондовая деятельность. Именно поэтому все разговоры о музейной функции демонстрируют только лишь слабое знание музейного дела и со стороны тех, кто решает сейчас судьбу памятника, и со стороны тех, кто так стремится получить его в безвозмездное пользование.

В качестве одного из базовых аргументов ликвидации существующего музея используется отсылка к историческому прошлому: "Не для того наши предки его строили", - говорят сторонники принятого решения. Однако эта аргументация не выдерживает никакой критики даже с точки зрения логики здравого смысла и самого исторического прецедента. Во-первых, как справедливо отмечают специалисты в области церковной истории, храмы бывают разные. Бывают храмы приходские, рассчитанные на повседневные богослужения, а бывают - мемориальные, изначально выполняющие и функции памятника, монумента, важного для культурной памяти всего народа. Именно таким изначально и был Исаакиевский собор - даже до революции 1917 г. Проводились службы, и в главном алтаре, и в боковых приделах, но все остальное время собор выполнял не менее важную функцию - функцию трансляции определенных идей, образов, значимых и вне религиозного контекста. То же самое делает сейчас музей - он транслирует важный социокультурный код, он сохраняет и передает историческую память. Это изначально было свойственно Исаакиевскому собору. Это сохраняется и сейчас. Во-вторых, сама апелляция к историческому прошлому не всегда верна и возможна при определении функций объекта. Да, у любого объекта культуры есть изначальная функция, то для чего этот объект создается. Но с течением времени он приобретает и новые функции, которые могут быть не менее значимы для развития и сохранения культуры, чем первоначальная. Культура развивается так и только так. Заморозить, отказаться от новых функций - выступить против ее развития. Храм становится еще и историческим памятником, и новая его функция - музейная - для культуры важна.

Имея статус памятника с 1935 г., Исаакиевский собор представляет собой чрезвычайно сложное архитектурно-художественное единство, включающее 103 настенные росписи, 52 съемные работы, выполненные маслом на холсте, более 300 скульптур и 62 мозаики. Сохранение памятника такой сложности - чрезвычайно кропотливый труд, требующий значительных интеллектуальных и финансовых вложений. В настоящее время это возможно благодаря высокопрофессиональному коллективу и значительным средствам, которые сам музей и зарабатывает. Как этот вопрос будет решаться в дальнейшем - совершенно неясно. В сложившихся условиях, обеспокоенность за судьбу памятника представляется более чем оправданной. Не менее проблематичной кажется и судьба научно-просветительской деятельности, связанной с ним. Министр культуры РФ В.Р. Мединский на недавней пресс-конференции заявил, что "собор должен стать еще более доступным для граждан".

Доступность же памятника означает отнюдь не только отмену входной платы, но и доступность интеллектуальную. И ее как раз в первую очередь. Отменить билеты, открыть двери - самое простое, что можно сделать. Но и самое неэффективное. Необходимо еще и сделать доступным интеллектуально. В настоящее время интеллектуальная доступность осуществляется коллективом экскурсионно-методического отдела музея, который в построении и реализации экскурсии исходит из общекультурных предпосылок, одинаково близких представителям всех сообществ многонациональной и многоконфессиональной России, а также многочисленным иностранным посетителям. Эти экскурсии проводятся от имени Культуры - единой и многообразной. В недавнем телеобсуждении бурную радость участников вызвала неочевидность ответа на вопрос - музеем чего Исаакиевский собор является. Пришли к заключению, что он "музей самого себя", и весело посмеялись над этим. Этот смех опять же выказывал простое незнание предмета обсуждения. Музей Исаакиевский собор - это музей величия русской культуры XIX в., открытой для влияний извне и хранящей собственные национальные традиции. Не про стены и росписи рассказывает этот музей, а про то, что французский католик Монферран, участвовавший в Наполеоновских войнах, после падения Императора, нашел новый дом в России и здесь смог реализовать свой талант. Про то, что испанец Бетанкур переехал в Россию и здесь стоял у истоков профессиональной подготовки инженеров. Про то, что потомок французских гугенотов Брюллов и итальянец Бруни именно здесь создали шедевры академической живописи. А выходец из крепостных крестьян Максим Салин за свое мастерство резчика не только получил вольную, но и был зачислен на обучение в Академию художеств. Исаакиевский собор - это музей открытости и достижений Русской культуры. Но таковым он становится только тогда, когда его экспонаты оживляются выверенным и профессиональным рассказом музейного работника. Сам по себе памятник не работает. Именно поэтому экскурсионное обслуживание включено в стоимость входного билета. Без него - без этого рассказа - ни о какой доступности памятника речи быть просто не может. Без него будет лишь "богато и много золота" или "благолепно и умилительно". А ни то, ни другое к культуре отношения не имеет. Нет сомнений в том, что деятельность планируемого церковного экскурсионного бюро будет конфессионально маркированной и априори направленной на представителей одной лишь группы интересов. В этом ли доступность, за которую так ратует Министр культуры? Мы в этом сильно сомневаемся.

Сомневаемся мы и в том, что, как заявляют некоторые сторонники закрытия музея, "с Исаакиевским собором коллектив музейных работников напрямую не связан". Едва ли можно отрицать, что сохранение Исаакиевского собора - не только здания, но и памяти, знания о нем, - т.е. собора как объекта национального и мирового наследия - это заслуга коллектива музея, трансляция и популяризация этого знания - также дело коллектива. Едва ли не были связаны с Исаакиевским собором те, кто закрашивал его купола в годы Великой Отечественной войны, те, кто в страшные дни блокады Ленинграда жил в подвалах собора, оберегая, сохраняя для будущих поколений музейные предметы, которые не удалось вывезти из города, те, кто восстанавливал памятник долгие годы после войны, те, кто изучал его и рассказывал о нем многим поколениям посетителей. Мы думаем, что Исаакиевский собор - это уникальный памятник культуры. Только по недоразумению можно считать таковое суждение антирелигиозным. И общей нашей миссией мы полагаем сохранение этого памятника для последующих поколений. Мы не считаем, что сохранение памятника можно совместить с уничтожением музея.

Утверждено на собрании первичной профсоюзной организации и трудового коллектива организации СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор" 01 февраля 2017 г

www.museum.ru/N65129
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор"
Адрес:город Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 4
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 314-40-96
сайт:cathedral.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 03.07.2024  x    ?  


15-й День Достоевского в Санкт-Петербурге

Русский музей приглашает на музыкальный фестиваль "Классика в Летнем саду"

Выставка «Воссоединение. Деисус XV века» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль духовой музыки «Музыкальный Петергоф»

"Четыре сезона". Выставка корейского костюма - ханбок в Артмузе

Планшетная выставка «Сокровищница России – Русский музей» в Луганске

Выставочный проект «Пушкинская-10. Ковчег ХХI века» в Центральном выставочном зале «Манеж», С.-Петербург

Константин Кузнецов. Русский импрессионист в Париже

Станислав Косенков. Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет

Русский балет. Приношение Эдгару Дега. Фотографии Юрия Молодковца

Выставка "Природа предмета. Современный дизайн и традиции" в Западном крыле Новой Третьяковки

Фестиваль роз и ботанических затей в Архангельском

Коллекция. Порядок вещей

Выставка "Из жизни мотыльков" в Дарвиновском музее

Музей-заповедник «Царское Село» открыл детский музейный центр в Володарском краеведческом музее

"Древний Египет. Искусство бессмертия" - уникальная выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Новосибирске

Концерт классической музыки в усадьбе М.П. Мусоргского

Выставка «Фарфоровая Сибирь»

Фестиваль «Довмонт Псковский» в Псковском кремле

Выставка Ф.Ф. Вдовина «Под шорох кисти» в Угличе

Кони. Поэтика образа

Пять девятых. Неслучайные совпадения. Современное академическое искусство

Диалоги животных: я тебя вижу

Фотовыставка Алёны Кочетковой «Она продолжается»

Полина Полнимер. Таинство иных

Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков

Выставка "Под небом России" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

«Место съёмки – Донбасс». Фотопроект Дениса Григорюка в Новосибирке

Выставка «Пушкин: от берегов Невы до Тихого»

Фотовыставка-путешествие "Египетский дневник"

Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа

Выставка «Серебряные сокровища Омана» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru