Удивительный, таинственный и во многом опасный мир животных с древнейших времён был одной из интереснейших тем для творчества. Желание человека познать природу и, прежде всего многообразие обитателей окружающего мира, привело к появлению анималистического (от лат. animal – животное) жанра. Он стал одним из первых, освоенных древними художниками. В ходе истории анималистика не теряла актуальности, и по сей день она продолжает своё развитие в произведениях живописи, графики, фотографии и скульптуры.
Понять сущность, уловить пластику и грациозность обитателей животного мира – непростая задача. Ещё сложнее после непродолжительного наблюдения создать неповторимый художественный образ с натуралистичными формами, характером и манерой живого существа. Изображать животных, птиц – это особый талант. Мастер-анималист должен обладать отменными зрением, памятью и неподдельным, любовным знанием природы. Только тогда получится шедевр! А в таком виде искусства, как скульптура, художник обязан учитывать и особенности материала, фактура которого будет являться неотъемлемой частью художественного образа.
Представленная на выставке коллекция анималистической скульптуры из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (30 предметов) позволяет познакомиться с работами известных отечественных и зарубежных мастеров XIX–XX веков. Среди них – Пьер-Жюль Мен (1810–1871) и Шарль Валтон (1851–1918), знаменитые французские скульпторы, представители «старой» классической школы. Их работы поражают натуралистичностью и особой эмоциональностью. Влияние парижских анималистов сказалось и на творчестве русского скульптора Артемия Лаврентьевича Обера (1843–1917). Обер – создатель психологических этюдов, в которых животное предстаёт перед зрителем в своей естественной среде и движении, стремительном и грациозном.
Примером русской анималистической школы XIX – начала XX века может служить творчество таких выдающихся мастеров, как Николай Иванович Либерих (1828–1883) и Василий Фёдорович Торокин (1845–1912), осуществивших переход от академизма к реализму в скульптуре.
Среди представленных экспонатов XX века особое место занимают произведения Андрея Валериановича Марца (1924–2002), выдающегося советского анималиста, заслуженного художника РСФСР. Созданные скульптором образы отличаются самобытностью, декоративностью, отчасти вычурностью. Несмотря на свою приверженность классической школе, Марц нередко отступает от точной передачи формы, заостряя внимание на внутреннем состоянии, манерах и повадках изображаемого животного.
Выставка «Пластика живого» позволяет хотя бы отчасти ощутить и осознать многообразие творческих взглядов на воплощение образов представителей богатейшего царства животных.
Выставка будет работать со 2 февраля по 12 марта 2017 г. в Музее природы.