Иллюстрации Нади Рушевой к произведениям русских и западноевропейских писателей из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного музея Л.Н. Толстого, Мемориального школьного музея Нади Рушевой
Время проведения выставки:
с 17 января по 21 мая 2017 года
Выставочные залы "Научной библиотеки" ГМП
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва, ул. Пречистенка, 12/2
31 января 2017 года художнице Надежде Рушевой исполнилось бы 65 лет. Но судьба даровала ей на земле только семнадцать… Юбилейная выставка Нади Рушевой представляет зрителю лишь малую часть ее творческого наследия, но одну из самых ярких – иллюстрации к любимым литературным произведениям. От неизвестных широкому кругу до знаменитых рисунков – от совсем ранних, еще детских, до выверенных, законченных, зрелых работ к романам А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова…
В 1987 году Наталья Ажикмаа, мать художницы, передала рисунки дочери в Советский фонд культуры. В 1988 году в Государственном музее А.С. Пушкина состоялась большая выставка творческого наследия Нади Рушевой. А через несколько лет, по желанию матери, основной архив художницы – более 9.000 рисунков - были переданы Фондом культуры в собрание Государственного музея А.С. Пушкина – любимейшего поэта Нади Рушевой, неизменного источника ее вдохновения. В скором времени в музее на Пречистенке было создано открытое мемориальное хранение «Коллекция Нади Рушевой» – основной художественный архив художницы. Произведения Нади Рушевой хранятся сегодня также во Всесоюзном музее А.С. Пушкина и Пушкинском Доме в Петербурге, Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве, Музее-заповеднике А. Блока в Шахматове, Литературно-мемориальном музее А. Грина в Феодосии, Тувинском национальном музее г. Кызыла, в Мемориальном музее Нади Рушевой в московской школе № 1466, где она училась.
Творческое наследие Нади Рушевой насчитывает более 10 000 рисунков. Их можно объединить в большие серии – «пушкиниана», «балет», «семья», «школа», «космос», «восток», «современники 1960-х», «спорт», «театр», «цирк», «война», «животные» и многие другие. Многочисленные иллюстрации к литературным произведениям – более 4.000 рисунков – дают представление о необыкновенно широком круге чтения художницы, и не просто чтении, а глубоком понимании, своеобразном толковании этих книг. Среди любимых ею авторов – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков, А.С. Грин, А.А. Блок, С.А. Есенин, У. Шекспир, В. Скотт, Ф. Рабле, В. Гюго, А. Дюма, Ч. Диккенс, Г.-Х. Андерсен, М. Твен, А. де Сент-Экзепюри и многие другие писатели и поэты.
Пушкин всегда оставался для Нади «самым родным поэтом». Она постепенно постигала мир его творчества. «Сначала были рисунки к сказкам Пушкина, – рассказывала Надя. – Папа читал, а я рисовала в это время. Потом, когда сама научилась читать, делала рисунки к “Медному всаднику”, “Повестям Белкина”, “Евгению Онегину”». На выставке представлен лист со своеобразной «раскадровкой» «Сказки о царе Салтане» (1960), издание сказки, принадлежавшее Наде, и автопортрет восьмилетней художницы с задорно торчащими косичками. Спустя четыре года она проиллюстрировала «Сказку и золотом петушке». Большие красочные рисунки, выполненные пастелью, со множеством деталей, свидетельствуют о совершенствовании ее художественного дара.
Особенно ей были близки своей искренностью, способностью глубоким и сильным чувствам образы пушкинских героинь: Дуни из повести «Станционный смотритель», Заремы и Марии из поэмы «Бахчисарайский фонтан», Клеопатры из повести «Египетские ночи» и, конечно, Татьяны Лариной. Художница вновь и вновь обращалась к так полюбившемуся ей образу – Татьяна-ребенок, Татьяна пишет письмо, Татьяна в деревне, в Петербурге… – более тридцати изображений. Ее рисунки к роману, поражающие изящным лаконизмом линий, артистизмом, точностью, необычайно выразительны и эмоциональны. Иллюстрации к роману сознательно выполнены ею с ориентацией на рисунки Пушкина, в которых нас всегда поражает легкость, стремительность, гениальная краткость. Но Надя, не подражая поэту, смогла в своих работа «передать тот беглый и вместе с тем предельно точный лаконизм, то чувство “соразмерности”, которое в нашем представлении неразрывно связано с образом, поэзией и графикой Пушкина».
На выставке ежедневно транслируется документальный фильм о юной художнице Наде Рушевой "Тебя, как первую любовь..." (Ленфильм, 1969).