Большой Петергофский дворец
21 декабря в залах Большого петергофского дворца откроется выставка "Как одевался Великий немой", которая представит более 50 предметов костюма и аксессуаров конца XIX - начала XX века из собрания известного петербургского коллекционера Натальи Костригиной.
"Как одевался Великий немой" - визуальная история о стиле и вкусе того времени, когда законодателем моды становятся "короли" и "королевы" немого кино. Эпоха "Великого немого" началась с показа "живых картин" в знаменитом петербургском саду "Аквариум" 4 мая 1896. Уже через два месяца в Тронном зале Большого петергофского дворца сам господин Люмьер демонстрировал "синематограф" императору Николаю II и приближенным Двора.
Стремительно развиваясь, кинематограф овладевал сознанием массовой публики. Иллюзорный мир идеальной реальности притягивал и завораживал зримым эталоном красоты. В то время костюмы киногероев чаще всего подбирались из собственного гардероба актеров: это были платья от известных модных домов Парижа, Петербурга, Москвы.
Выставка демонстрирует варианты гардероба петербургской модницы, подобранные под влиянием знаменитых актрис немого кино: утонченной и изысканной Веры Холодной, роковой красавицы Веры Каралли, нежной и трогательной Софьи Гославской.
Выставочное пространство объединено условными игровыми сюжетами, представляющими собой стилизацию кадров из немых кинофильмов. В зависимости от развития сюжета киногероиня путешествует, наносит визиты, принимает гостей и ей, конечно же, не обойтись без надлежащего туалета, соответствующего месту и случаю: это верхняя одежда, костюм для прогулок и визитов, вечерние и свадебные платья.
В вестибюле перед Парадной лестницей выставлены предметы верхней одежды "героини": разнообразные ротонды, пелерины, накидки, тальмы, сорти-де-баль, выполненные из дорогих тканей, богато декорированные воланами, рюшами, вышивкой. Верхняя одежда играла немалую роль в создании изысканного и изящного облика элегантной женщины.
Тема светского раута, вечернего приема является доминирующей в экспозиционном пространстве Белого зала. Великолепные вечерние и бальные платья, аксессуары, смокинги и визитки, представленные в этой части выставки, создают иллюзию бальной атмосферы.
Завершающий аккорд выставки - инсталляция из свадебных и подвенечных нарядов, выполненных из нежного белого тюля, шелка, кружева.
На время выставки Тронный зал Большого дворца вновь, как и в 1896 году, станет кинотеатром. В центре зала расположится экран, демонстрирующий один из фильмов братьев Люмьер.
Окруженные старинными киноаппаратами, штативами, коробками кинопленок, в проекции кадров из немого кино, исторические костюмы становятся героями черно-белых фильмов, а залы дворца превращаются в киноплощадку.
Куратор выставки "Как одевался Великий немой" - М.И. Казнакова, хранитель фонда тканей и бытовой коллекции ГМЗ "Петергоф".