НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков

c 1 декабря 2016 по 4 мая 2017Москва
А.А.Иванов. ''Посещение Марией Елизаветы''. Эскиз росписи неосуществленного храма. Бумага, акварель, графитный карандаш. 33,2 х 24,5. Третьяковская галерея
М.А.Врубель. Голова ангела. 1889. Фрагмент композиции ''Воскресение'' Бумага, акварель, угольный карандаш, графитный карандаш. 26,1 x 31. Третьяковская галерея
М.А.Врубель. Хождение по водам. Эскиз стенной росписи. 1890. Бумага на картоне, акварель, белила, тушь, итальянский карандаш. 59 x 66. Лист склеен из 4-х частей. Третьяковская галерея
З.Е. Серебрякова. Индия. 1916. Картон, темпера. 51 x 51. круг. Третьяковская галерея
З.Е. Серебрякова. Сиам. 1916. Картон, темпера. 51 x 51. круг. Третьяковская галерея
В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.

Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота. Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.

Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла "Библейские эскизы", являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов. Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А. Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают "Библейские эскизы" в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов. Под руководством В.К. Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, П.В. Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.

Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, "к византийскому стилю", программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов "Рождество Христово" и "Воскресение Христово", в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову. Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении.

Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.

Не менее интересной страницей в развитии "графики стен" являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А.Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т.Морозовых, разработанные М.А.Врубелем, цикл эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX–ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством. На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.

Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое — Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самых истоков проекта

www.museum.ru/N64381
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru