Марина Соколова /1939 – 1992/ создавала театральные декорации и костюмы для ведущих театров России и Европы: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Берлине, Софии, Будапеште, Таллине. А также – театральные занавесы, картины, рисунки, декоративные объекты и произведения прикладного искусства. Выставка представит более 200 работ Марины Соколовой, впервые показывая всё разнообразие её творческих замыслов и возможностей.
Собранные в едином выставочном пространстве произведения Марины Соколовой представляют путь художника, который в своём творчестве искусно, выразительно, органично соединял традиции мирового изобразительного искусства и русских ремёсел. Одной из первых среди художников театра в 1960-е гг. Марина Соколова обратилась к истокам народного творчества. В своих работах она интерпретировала резьбу по дереву, росписи Городца, Полхов-Майдана, Хохломы, Холуя, народные традиции ткачества, кружевоплетения, создания игрушек и украшений. Это стало особенностью уникального стиля Марины Соколовой – на сцене, экране, в станковых и декоративных произведениях.
Разнообразный и самобытный художественный талант Марины Соколовой проявился в музыкальном, драматическом, кукольном театре, в анимации. С 1963 г. она начала работать на киностудии «Союзмультфильм» с мэтрами отечественной мультипликации Иваном Ивановым-Вано, Владимиром Данилевичем, Юрием Норштейном. А уже в 1964 г. молодая выпускница ВГИКа стала художником-постановщиком балета-пантомимы Игоря Стравинского «Сказка о солдате и чёрте» на легендарной сцене Большого театра.
Как художник и художник по костюмам Марина Соколова создала более 70 спектаклей, часть из них в сотрудничестве с мужем, художником театра и кино Валерием Левенталем. В числе её работ – костюмы к спектаклям, надолго вошедшим в репертуары прославленных театров: «Ундина» /1990/ в МХТ им. А.П. Чехова, опера «Золотой петушок» /1988/ в Большом театре, «Летучая мышь» в Театре «Московская оперетта», опера «Манон» /1973/ в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и. Вл.И. Немировича-Данченко. У посетителей выставки есть возможность увидеть не только эскизы, но и подлинные костюмы к этим постановкам.
Тематические части выставки показывают разные грани творчества Марины Соколовой: есть зал, посвящённый работам для детского театра, театра кукол и анимации, зал, представляющий графику и живопись. В залах, посвящённых театру, – множество эскизов, поражающих вниманием к деталям и фантазией, театральные макеты и костюмы. В зале прикладного творчества – разнообразные объекты, которые Марина Соколова делала своими руками, например, специально привезённые из США дочерью художника Екатериной декоративные ковры ручной работы.
Идея выставки и её проведение в Театральном музее им. А.А. Бахрушина были предложены много лет назад Валерием Левенталем /1938 – 2015/, чей творческий и семейный дуэт с Мариной Соколовой продолжался более 30 лет. Художниками выставки стали Екатерина Левенталь и Валерий Фирсов, многолетний помощник и ассистент Валерия Левенталя. Кураторами выступили искусствоведы Наталья Ясулович и Анаит Оганесян.
Театральный музей им. А. А. Бахрушина выражает благодарность за предоставленные для выставки материалы Музею Большого театра, Музею Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Музею МХАТ, Московскому художественному театру им. А.П. Чехова, Московскому государственному академическому театру оперетты, Музею музыкальной культуры имени М.И. Глинки.