Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО и Музей истории Армении представляют выставку, посвященную 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама
Армения по Мандельштаму. Фотографии Армении начала ХХ века
9 сентября - 10 октября 2016
Открытие: 8 сентября 2016 в 18:00
РОСФОТО, ул. Большая Морская, 35
Выставочный зал Парадного корпуса, 2 этаж
Образ в интерпретации армянской духовной культуры по Мовсесу Хоренаци, армянскому историку V века н.э., является чем-то богоданным и богоугодным, поддерживающим "яркий свет рассудка прекрасными мыслями", услаждая тем Первообраз, то есть Бога.
В Армению фотография проникла сразу после ее изобретения, и занимались ею, помимо профессиональных фотографов, ученые - архитекторы, историки, археологи. Представленные на этой выставке фотографии сделаны в период с 1878 по 1920 гг., во время организованного, массового уничтожения армян по всей Малой Азии, когда беспримерные погромы оставили после себя сотни тысяч убитых, десятки тысяч разрушенных домов и памятников. В 1915 году Османская Турция осуществила свой дьявольский план геноцида, унесшего полтора миллиона жизней.
"Окно в мир", открытое фотографией, стало для армянских фотографов, переживавших трагедию своей страны, магическим оружием для спасения образа страны от ужасов мира и реального времени. Фотография по сути своей соответствовала тонкой, скрупулезной документации. Выхваченное, оторванное от оригинала, от своего "начала", фотографическое изображение обладало неподвластным времени присутствием, становясь правдивым и верным свидетельством и одновременно памятью оригинала.
Позирование перед фотокамерой является принципом и нормой этих фотографий как состояния представительности и ощущения себя в будущем. Сосредоточенность на торжественном "предстоянии" перед фотообъективом ценностей страны - пейзажей, архитектурных памятников, старинных надписей - и народа, анонимного этноса - на фоне монументов своей деятельности, является основным их достоинством.
Как бы следуя духовному завету Хоренаци, армянские фотографы создавали "богоданный и богоугодный" образ страны, дух и красота которой озвучены гениальным словом Осипа Мандельштама об Армении, поддерживающим "яркий свет рассудка прекрасными мыслями", услаждая тем Первообраз, то есть Бога.
Директор Музея истории Армении ГРИГОР ГРИГОРЯН
***
В год тридцать первый от рожденья века
Я возвратился, нет - читай: насильно
Был возвращен в буддийскую Москву.
А перед тем я все-таки увидел
Библейской скатертью богатый Арарат
И двести дней провел в стране субботней,
Которую Арменией зовут.
На выставке представлены более восьмидесяти отпечатков с подлинных стеклянных негативов, хранящихся в коллекции Музея истории Армении в Ереване. Фотографии были сделаны в начале ХХ века в ходе археологических экспедиций Императорской Археологической комиссии в городах Ани (замок и крепость V-VIII вв., с X-XIII вв. - столица Армении, крупнейший экономический и культурный центр) и Ван (первая столица Армянского царства, основанного династией Ервандидов в VI веке до н.э.). В состав экспедиций под руководством академика Николая Яковлевича Марра входили известные армянские ученые и фотографы: архитектор Торос Тораманян, искусствовед и историк архимандрит Гарегин Овсепян, археологи и историки Смбат Тер-Аветисян, Ашхарбек Калантар, Ерванд Лалаян и фотографы Ованес Кюркчян, Арам и Ара Вруйры.
Фотографии, запечатлевшие историко-архитектурные памятники Западной и Восточной Армении IV-XVII веков, являются единственным свидетельством уникального культурного наследия, полностью или частично уничтоженного временем или в ходе драматических событий начала XX века.
Замечательная идея соединить в едином художественном проекте прекрасные, наполненные историческим и художественным контекстом визуальные образы памятников армянской архитектуры, и глубокие, яркие поэтические образы цикла стихотворений "Армения" Осипа Эмильевича Мандельштама принадлежит Анелке Григорян, много лет работавшей с этими материалами в Музее истории Армении. Проект представлен зрителю в год 125-летия со дня рождения выдающегося русского поэта и завершает цикл мемориальных действий, посвященных памяти трагических событий в истории армянского народа.
Выставочный проект реализован при поддержке Карена Мкртчяна, председателя "Армянского национального центра - Армения" (Санкт-Петербург)