22 ноября 2001 г. в 14.00 на экспозиции Ленинград в годы Великой отечественной войны в Особняке Румянцева состоится открытие обновленного раздела Ладожские коммуникации и встреча ветеранов, посвященная 60-летию начала действия Дороги жизни.
22 ноября 1941 г. первая автоколонна из 60 машин отправилась на восточный берег Ладожского озера. 23 ноября колонна вернулась с грузом - 70 тоннами ржаной муки. Так была открыта Дорога жизни, благодаря которой Ленинград смог выжить. Открытие трассы произошло в самый тяжелый период блокады, когда продовольственные нормы сократились до скорбных 125 г хлеба в день для детей и иждивенцев , и 250 г для рабочих и служащих.
Ладожская коммуникация включала в себя водную, ледовую и воздушную трассы, но авиация выполняла лишь вспомогательную функцию, а водно-сухопутная трасса не могла действовать из-за ледостава. Связь с большой землей стала возможна лишь по льду Ладожского озера. Эту ледовую дорогу ленинградцы назвали Дорогой жизни . Именно она сыграла решающую роль в спасении жителей осажденного города. Движение по трассе в течении последующих 152 дней не прекращалось ни на минуту.
Для обеспечении безопасности движения были созданы дорожно-комен-дантские службы и служба регулирования, проложены телефонные и телеграфные линии. На обоих берегах озера действовали диспетчерские службы, работали авторемонтные бригады и пункты технической помощи ледовые лазареты . Летом 1942 г. экспедиция подводных работ (ЭПРОН) обследовала трассу для сооружения подводных коммуникаций. Трубопровод, бесперебойно снабжавший Ленинград горючим, был проложен за 50 дней. Тогда же были проложены электрокабель и кабель связи. Ладожская коммуникация продолжала действовать и после прорыва блокады 23 января 1943г., вплоть до полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 г. Всего за время блокады по Ладоге было доставлено в Ленинград 1,5 млн тонн грузов (70% из них продовольствие), 2,5 млн человек было вывезено в эвакуацию. Дорога жизни навеки запечатлелась в памяти ленинградцев-петербуржцев.
К 60-летию Дороги жизни раздел Ладожские коммуникации экспозиции Ленинград в годы Великой Отечественной войны был обновлен и дополнен новыми подлинными экспонатами из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга. По-новому представлен ладожский лед с установленным на нем прогибографом специальным прибором, разработанным в блокадном городе для определения прочности льда. Посетители музея смогут увидеть редкий экспонат водолазный шлем (часть тяжелого водолазного снаряжения), в котором работали специалисты-подводники на дне Ладожского озера зимой 1941 г. В числе новых экспонатов предстанет модель баржи-тендера, созданной в период 1941-1942 гг. специально для перевозки грузов по Ладожскому озеру.