Выставка "СТАРЫЙ ПЕТЕРБУРГ В КОЛЛЕКЦИИ КНЯЗЯ В.Н. АРГУТИНСКОГО-ДОЛГОРУКОВА"
Из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга
С 13 мая до 10 августа 2016 г. в Государственном музее А.С. Пушкина
ул. Пречистенка 12/2 (ст.м. "Кропоткинская")
Открытие - 12 мая, в 17.00. Пресс-показ - в 16.00.
Увидеть Петербург таким, каким видел его А.С. Пушкин... Такую возможность представит москвичам выставка, которую привозит в столицу Музей истории Санкт-Петербурга. Зрители увидят около 120 произведений оригинальной и печатной графики с видами Петербурга и его окрестностей XVIII-середины XIX века из знаменитой коллекции князя В.Н. Аргутинского-Долгорукова.
Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков (1874-1941) - известный петербургский коллекционер и знаток искусства, один из основателей Музея Старого Петербурга (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга). В течение десяти лет Аргутинский был товарищем председателя Совета и дирекции музея. С 1907 года он передал в дар Музею Старого Петербурга чертежи ведущих петербургских архитекторов XVIII - первой половины XIX века, живопись, акварели и рисунки с видами столицы, гравюры и литографии, планы Петербурга разного времени. Эта коллекция составила ядро собрания музея в первое десятилетие его существования.
Старинные изображения Петербург - самая значительная часть коллекции Аргутинского-Долгорукова. Всего им было собрано более трехсот видов города и его окрестностей XVIII-середины XIX века в живописи, рисунке, эстампах, фотографиях и произведениях прикладного искусства. Особое место в этом ряду занимают рисунки, гравюры и литографии русских и иностранных художников, запечатлевшие классицистический Петербург. Благодаря гравюрам Б. Патерсена и И.В. Ческого, литографированным видам Петербурга, изданным Обществом поощрения художеств в 1820-е годы, эстампам, созданным английскими, немецкими и французскими граверами и литографами в XIX столетии, сложилась устойчивая петербургская иконография, включавшая наиболее репрезентативные виды столицы и ее окрестностей. Облик города 1830-х годов отражен в работах таких мастеров городского ландшафта, как М.Н. Воробьев и В.С. Садовников. В 1810-1830-х годах городские пейзажисты часто изображали Дворцовую набережную и Зимний дворец, Стрелку Васильевского острова и набережную у Академии художеств.
Однако собрание Аргутинского представляет не только хрестоматийные виды, но и дает возможность проследить историю многих знаменитых памятников. Так, на выставке можно увидеть Елагиноостровский дворец, изображенный неизвестным художником до его перестройки в 1817-1819 годах. В рисунках 1830-1850-х годов запечатлены сцены возведения и открытия памятников: "Посещение императором Николаем I строительства Александровской колонны во время передвижения каменной глыбы для фундамента" неизвестного художника, "Дворцовая площадь в день открытия Александровской колонны" М.Н. Воробьева, "Торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади" В.С. Садовникова.
В поисках новых городских мотивов Аргутинский, считавшийся "тонким знатоком искусства", включал в свою коллекцию не только листы превосходных рисовальщиков и акварелистов Э.П. Гау, К.И. Кольмана, В.С. Садовникова, но и работы неизвестных художников. Немного вялый рисунок швейцарского декоратора Д.Ф. Ламони искупался мотивами его работ: несохранившимися или утратившими свой первоначальный вид постройками в Павловске.
Отдельную небольшую группу составляют изображения интерьеров, исполненные в 1830-1860-х годах: Казанского собора (З.Ф. Иванов), Малой церкви (Э.П. Гау) и Иорданской лестницы Зимнего дворца (Ю. Фриденрейх (?), парадной лестницы Академии художеств (В.Г. Фурман).
В собрание вошли также серии гравюр и литографий, издававшиеся в первой половине - середине XIX века, в числе которых "Виды пригородов и окрестностей С.-Петербурга" по оригиналам С.Ф. Щедрина, "Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей" Общества поощрения художеств и другие.
Созданная во второй половине XIX века панорама "Общий вид Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета" И.И. Шарлеманя (гравюра с этого оригинала была подарена музею В.Н. Аргутинским-Долгоруковым) завершает "обозрение" Старого Петербурга