В Центральном военно-морском музее продолжает работу выставка "Александр Карлович Беггров. Живопись и графика из собрания ЦВММ. К 175-летию со дня рождения". Выставка, которая продолжит работу до 3 июля 2016 года, представляет собой, по сути, «окно» в большой музей. Подлинные предметы с кораблей, изображенных на картинах, а также интерактивные экраны с изображением полотен мастера, находящихся в постоянной экспозиции, как бы приглашают зрителя продолжить путешествие в мир русской марины в залах музея. Здесь можно увидеть такие полотна Александра Беггрова, как «Спуск на воду броненосного корабля «Чесма» в Севастополе. 1886 г.», «Открытие Морского канала в Санкт-Петербурге. 1885 г.» и «Русская эскадра на Ревельском рейде. 1892 г.».
Как в парадном строю замерли в экспозиции выставки модели крейсера «Память Азова» (1888 г.), 12-пушечной яхты «Дружба» (1826 г.) и крейсера I ранга «Россия» (1896 г.). Каждый из этих кораблей является «персонажем» работ Александра Беггрова, которые можно увидеть на выставке. Но и сами модели достойны самого пристального внимания. Первая из них, изготовленная в Японии из панциря черепахи – поистине шедевр моделирования. Две других поступили в собрание музея из коллекций императора Николая I и великого князя Константина Константиновича.
Прапорщик корпуса инженер-механиков флота Александр Беггров принял участие в заграничном плавании винтового фрегата «Ослябя». Графическая работа, выполненная во время этого плавания, является самым ранним произведением Беггрова в собрании Центрального военно-морского музея. Двадцатипятилетний моряк-художник изобразил обстановку внутреннего помещения боевого корабля, которое можно назвать и офицерской каютой. На стене висит офицерский кортик, принадлежащий хозяину помещения. За кажущейся огромной корабельной пушкой едва заметны письменный стол и кресло, но подобное соседство было совершенно естественно для корабельного быта того времени. Естественным видится сегодня и то, что в экспозиции выставки, рядом с этой работой, можно увидеть офицерский кортик давних времен, и хоть в малой мере почувствовать атмосферу дальних морских походов.
Как свидетельства тех лет на выставки представлены закладные доски винтовых фрегатов «Ослябя» и «Александр Невский», на котором также служил Александр Беггров. Плавание последнего из них закончилось трагически – фрегат потерпел крушение у берегов Дании. Это событие послужило причиной возникновения творческого сотрудничества Беггрова с известным уже в то время художником-маринистом А. П. Боголюбовым, которому были заказаны две картины, посвященные гибели корабля. Сам художник не был на месте происшествия, и ему очень пригодились зарисовки Александра Беггрова. Завязавшееся знакомство с Боголюбовым помогло Беггрову поступить вольнослушателем в Академию художеств. В 1873 году за выставленные в Академии художеств три картины: «Вид города Канеи на острове Кандия», «Императорская яхта „Держава”» и «Пароход „Великий князь Константин”» ― Александр Беггров получил малую серебряную медаль».
В центре выставочной экспозиции привлекает внимание большая модель 40-пушечного винтового фрегата «Светлана», поступившая в собрание ЦВММ из коллекции великого князя, генерал-адмирала Алексея Александровича. С этим кораблем связано немало страниц биографии Александра Беггрова. После того, как в 1878 году он был назначен на службу в Морское ведомство в звании художника Морского министерства, в 1880 Беггров был включен в экипаж фрегата «Светлана» и совершил плавание, во время которого им было исполнено большое количество видов портовых городов, военных судов и зарисовок повседневного морского быта.
Поздние работы А.К. Беггрова отражены в графической серии, посвященной новым кораблям, вступающим в новый век. Одна из них с дарственной надписью от автора корабельному инженеру Балтийского завода «Многоуважаемому другу Н.Е. Титову. На добрую память от А.К. Беггрова 1892 год» повествует о спуске крейсера «Рюрик». В этой работе художник применяет кадрирование сюжета и переносит зрителя в гущу события. Подобное живописное повествование, когда в картине присутствует завязка, кульминация и развязка, характерно для художников Товарищества передвижных выставок, членом которого стал и Александр Беггров, после окончания в качестве вольнослушателя Академии художеств.
И конечно, на выставке представлено одно из самых романтических произведений мастера: «Вид Невы и стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей».