24 марта в 16.00 Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную религии бахаи, которая, несмотря на свой молодой исторический возраст, объединяет почти 6 млн. последователей представляющих более 2 100 различных этносов и этнических групп. А по своей географии занимает второе место после христианства.
Эпоха Нового времени была ознаменована, в том числе, появлением новых религий, которые начиная со второй половины XIX в. получили распространение в различных регионах мира. Некоторые из них кардинальным образом противопоставляли себя прежним традиционным религиям, другие – являли собой образцы синкретических учений, т.е. вобрали в себя элементы различных ранее существовавших религиозных традиций. К числу последних относится и вера бахаи (араб. “баха” — “красота”, “великолепие”) - новая монотеистическая (единобожие) религия, зародившаяся в среде последователей ислама в Иране в середине XIX века. Её основатель – Бахаулла (1817–1892) почитается приверженцами бахаизма как последний из ряда богоявлений, включающего в себя, согласно бахаистской традиции, Кришну, Авраама, Моисея, Будду, Заратуштру, Иисуса Христа, Мухаммада, Бабу.
Все созданные Бахауллой вероучительные тексты рассматриваются бахаи в качестве божественного Откровения, главная тема которого — единство и гармония: «Земля – единая страна и все люди – её граждане». В писаниях содержатся и основные духовные принципы и законы, которые должны лечь в основу планетарной цивилизации: признание общего источника и сущностного единства всех великих религий мира; самостоятельный поиск истины каждым верующим (дети в семьях бахаи по достижении 15 лет вправе сами определять свою принадлежность к религии); изживание всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических); признание гармонии религии с разумом и научным знанием; значимость и необходимость всеобщего образования (предпочтительнее давать образование девочкам, как будущим матерям, выступающих первыми воспитателями детей); осуществление равноправия мужчин и женщин; устранение крайних форм бедности и богатства; установление всемирного содружества народов, основанного на принципах коллективной безопасности; служение человечеству.
На сегодняшний день общины бахаи существуют в 187 независимых государствах и на 45 зависимых территориях, а Писания бахаи переведены на 800 языков. В 1948 г. «Международное сообщество бахаи» было зарегистрировано при ООН как неправительственная организация. Его работа сосредоточена на таких направлениях, как социально-экономическое развитие общества, права человека, повышение статуса женщин, нравственное образование. В 1982 г. было завершено строительство резиденции Всемирного Дома Справедливости – верховного духовного и административного центра веры бахаи на горе Кармель в Хайфе (Израиль).
В истории веры бахаи Россия сыграла особую роль. В 1852 г. при участии российских дипломатов в Персии был освобожден из заключения основатель веры бахаи – Бахаулла. В начале 80-х гг. XIX в. на территории Российской империи (в Ашхабаде) появилась первая в мире община бахаи за пределами Ирана. В этот же период независимый характер религии бахаи был впервые признан российским судом, выступившим в защиту прав её последователей. В 1908 г. в Ашхабаде был построен первый в мире храм бахаи. Русский язык – первый европейский язык, на который были переведены Священные Писания бахаи.
Об истории, особенностях учения и религиозных практик бахаизма расскажут, представленные на выставке издания священных текстов, фотографии членов общин и их лидеров, культовые предметы и др.
В рамках выстави 29 марта в 18.30 состоится лекция «Вера бахаи: история, учение, современность». Лектор – кандидат филологических наук, ст.н.с Института восточных рукописей РАН Юлий Аркадьевич Иоаннесян.