18 марта в 18-00 Международная Гильдия Мастеров, продолжая знакомить зрителя с разными жанрами декоративно прикладного искусства, откроет в музее «Русский Левша» художественную выставку «Мозаичный Автограф». В экспозиции представляются творческие работы мастерской художественной мозаики «Автограф», которая работает в Санкт-Петербурге с 2005 года, под руководством реставратора Виктора Балана. Все специалисты студии имеют высшее художественное или профильное образование - в основном выпускники СПбГХПА им. А. Л. Штиглица. Каждый член содружества единомышленников обладает авторским почерком и свободой, позволяющей проявлять индивидуальность, выбирать для самореализации привычные материалы или самые неожиданные, работать, основываясь на традициях древнего монументального искусства или ориентироваться на экспериментальные фантазии.
На Руси мозаика появилась с принятием христианства, но из-за дороговизны ввозимого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия) широкого распространения не получила. Спустя несколько веков возрождением утраченного мозаичного дела занялся М. Ломоносов, после его смерти редкое искусство вновь было предано забвению. В XIX веке встал вопрос о переводе живописных икон Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в мозаику: во влажном климате, построенного на болоте города, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым кадил, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана, из Рима же в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары. В 1851 году, обученные художественному ремеслу, русские студенты вернулись на родину. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств, которая явила шедевры соборных иконостасов Спаса на Крови, Спаса на Водах, орнаменты Храма Христа Спасителя, мозаичные портреты членов царской семьи и многое другое. Все, кто хоть единожды видел мозаичное произведение, знают, что формирование изображения в этой технике происходит посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных натуральных камней, смальты, керамической плитки и других материалов.
Современные материалы и технологии дали возможность возвести искусство мозаики на вершину совершенства. Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств используемого материала: устойчивости к различным погодным условиям, агрессивным средам, жаропрочности и морозостойкости, светостойкости, малому коэффициенту водопоглощения мозаика находит широкое применение в различных садово-парковых, водных сооружениях, в интерьерных решениях, в оформлении каминов и печей, используется в прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Безграничны ее художественные возможности.
В галерее творческих работ представляемой мастерской «Автограф» можно найти работы с применением зеркал, пуговиц, декоративной штукатурки, керамики, но, однозначно, предпочтение отдано мозаике из стекла. Картины, набранные из крохотных стеклянных фрагментов, преимущественно 70 цветов и оттенков реалистичные и сиятельные, при грамотно построенном освещении они способны заиграть в интерьере драгоценными самоцветами. Плоскостные декоративные композиции, сделанные из крупных элементов, стремительны в зримом движении и напоминают живописные полотна, написанные крупными мазками. В большом творческом собрании художников «Автографа» есть панно лаконичные по набору использованных материалов и, напротив - сочетающие в себе массу разнообразных вещественных элементов и художественных техник. Замечательные мозаичные сюжеты, построенные на резких контрастах, стильные - монохромные, а для людей с альтернативным вкусом – совершенно спокойные работы, удивляющие мягкими переходами из цвета в цвет, богатые по гамме смешанных оттенков. Фактура мозаичного произведения, созданная из множества правильно подобранных кубиков, завораживает зрителя, одаривая неожиданными открытиями ярких деталей, которые тут же, под другим углом зрения трансформируются в иное пространство, в другой цвет и свет, то подчеркивая, то сглаживая объем, изменяя глубину, а иногда и смысл монументального изображения, выявляя ход авторской мысли.
Жаль, но даже продвинутая современная профессиональная фототехника, не способна передать всех зримых эффектов сиятельной жизни мозаики. Лучше увидеть своими глазами!
Экспозиция будет доступна по общему билету музея «Русский Левша» с 19 марта по 10 апреля.
Тел. для справок – 8 812 312 8897.