Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную истории создания самой мистической книги Библии – Апокалипсиса или Откровения Иоанна Богослова – и интерпретации ее сюжетов в изобразительном искусстве прошлых веков и современной массовой культуре.
Выставки, кроме того, демонстрируют все разнообразие видов и техник гравировального искусства – литография, офорт, гелиогравюра, гравюра на меди, фототипия - в лучших его образцах. Среди экспонатов – жемчужины музейной коллекции: серия гелиогравюр Гюстава Доре (1832 – 1883) с изображением пророков Даниила, Исайи, Иезекииля, уникальные экземпляры Библия Мартина Лютера 1650-1690-х гг. богато иллюстрированные многочисленными гравюрами на библейские сюжеты.
Что такое Апокалипсис?
Дословный перевод слова «апокалипсис» с древнегреческого – «снятие покровов», «раскрытие, т.е. «откровение». Именно в таком значении (раскрытие будущего, неведомого людям) используется название «Апокалипсис» для обозначения последней книги Нового Завета – Откровения Иоанна Богослова. В книге описаны сопровождающиеся катастрофами и чудесами события, которые должны будут предшествовать новому пришествию Иисуса Христа – рождение антихриста, конец света и т.д. Именно отсюда на протяжении столетий великие философы, художники, поэты заимствовали образы и сюжеты, ставшие основой величайших произведений человечества – всадники Апокалипсиса, вавилонская блудница, Число зверя, Страшный суд.
Один из разделов выставки - «Апокалипсис и Ветхий Завет» - рассматривает Апокалипсис как особый жанр библейской литературы, сложившийся задолго до появления христианства в иудейской среде. Первые тексты, которые по манере изложения и по содержанию могут быть названы апокалиптическими – это книги Пророков Ветхого Завета. Но даже самые драматичные пророчества Исайи или Иезекииля не являлись апокалипсисом! Пророки предрекали, пусть и сопровождающееся катаклизмами, будущее. Апокалипсис – «последние времена», конец света. Особенности ветхозаветной и новозаветной апокалиптики иллюстрируют на выставке великолепные гравюры Г. Доре и других западноевропейских и русских мастеров XVII-XIX вв., а также уникальные немецкие и голландские Библии XVII в. В том числе – так называемые картинные (лицевые) Библии, получившие широкое распространение в эпоху Реформации XVI- XVII вв.
Кто написал Откровение Иоанна Богослова?
Сам предполагаемый автор посчитал необходимым сообщить своему читателю о себе следующее: «Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствовании и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». Согласно устоявшейся со II–III вв. церковной традиции, этим человеком считается один из двенадцати апостолов Христа - Иоанн Зеведеев, прозванный Богословом, автор Евангелия от Иоанна. Но уже во II в. высказывались и иные мнения, обращавшие внимание, например, на тот удивительный факт, что автор Откровения нигде не упоминает о себе как об апостоле и свидетеле земной жизни Христа. Поэтому возникли иные версии.
На выставке традиционную версию авторства новозаветного Откровения иллюстрируют, в числе прочих экспонатов, гравюры из цикла, созданного в 1880-х гг. в Лейпциге.
История Апокалипсиса в изобразительном искусстве, представленная в следующем разделе выставки, началась еще в римских катакомбах. Исполненные глубокого драматизма, одновременно устрашающие и вселяющие надежду на спасение образы книги Откровения Иоанна Богослова на протяжении веков производили неизгладимое впечатление на живописцев, скульпторов и графиков. Не осталось равнодушным к апокалиптической тематике и искусство книжной иллюстрации, пережившее истинный расцвет с началом европейского книгопечатания. Уже в гутенберговском Новом Завете (1456) была реализована возможность иллюстрирования Апокалипсиса. Позднее стали тиражироваться книжно-альбомные репродуцированные иллюстрации к Откровению, сначала в виде ксилографических картинок лубочного типа, продававшихся на ярмарках, а позднее и работ крупных мастеров. Первым примером такого рода изданий стала ксилографическая сюита на тему Апокалипсиса Альберта Дюрера (1498). Выставка включает 15 гравюр из цикла «Апокалипсис», представляющие важнейшие сюжеты и образы Откровения: четыре всадника Апокалипсиса, открытие пятой и шестой Печатей, клеймение праведных, битву Ангелов и другие. Не стояло в стороне от этого художественного процесса и русское искусство. Необычно и неожиданно выглядят на фоне традиционной европейской гравюры русские печатные иллюстрации к Апокалипсису, выполненные в мастерских Мстеры в 1870 г.
Интерпретации темы Апокалипсиса чрезвычайно популярны в современной массовой культуре - в литературе и музыке, в Интернете и комиксах, в компьютерных играх и, конечно, в кинематографе. Сейчас сложно с точностью сказать, в каком фильме впервые была предпринята попытка визуализировать Апокалипсис, но есть основания полагать, что сюжет первых фильмов апокалиптического содержания строился вокруг библейских мотивов и образов. С развитием технических средств визуализации религиозные мотивы уступают место фильмам, созданным по другим эсхатологическим сценариям. По разным источникам, за последние 50 лет было создано более 100 кинолент на тему конца света. И это без учета фильмов, снятых о постапокалиптическом будущем.
Выставка продлится до 12 апреля 2016 г.