НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Апокалипсис: от книги до кинематографа

c 3 марта по 12 апреля 2016Санкт-Петербург
Государственный музей истории религии. Фасад здания
Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную истории создания самой мистической книги Библии – Апокалипсиса или Откровения Иоанна Богослова – и интерпретации ее сюжетов в изобразительном искусстве прошлых веков и современной массовой культуре.

Выставки, кроме того, демонстрируют все разнообразие видов и техник гравировального искусства – литография, офорт, гелиогравюра, гравюра на меди, фототипия - в лучших его образцах. Среди экспонатов – жемчужины музейной коллекции: серия гелиогравюр Гюстава Доре (1832 – 1883) с изображением пророков Даниила, Исайи, Иезекииля, уникальные экземпляры Библия Мартина Лютера 1650-1690-х гг. богато иллюстрированные многочисленными гравюрами на библейские сюжеты.

Что такое Апокалипсис?

Дословный перевод слова «апокалипсис» с древнегреческого – «снятие покровов», «раскрытие, т.е. «откровение». Именно в таком значении (раскрытие будущего, неведомого людям) используется название «Апокалипсис» для обозначения последней книги Нового Завета – Откровения Иоанна Богослова. В книге описаны сопровождающиеся катастрофами и чудесами события, которые должны будут предшествовать новому пришествию Иисуса Христа – рождение антихриста, конец света и т.д. Именно отсюда на протяжении столетий великие философы, художники, поэты заимствовали образы и сюжеты, ставшие основой величайших произведений человечества – всадники Апокалипсиса, вавилонская блудница, Число зверя, Страшный суд.

Один из разделов выставки - «Апокалипсис и Ветхий Завет» - рассматривает Апокалипсис как особый жанр библейской литературы, сложившийся задолго до появления христианства в иудейской среде. Первые тексты, которые по манере изложения и по содержанию могут быть названы апокалиптическими – это книги Пророков Ветхого Завета. Но даже самые драматичные пророчества Исайи или Иезекииля не являлись апокалипсисом! Пророки предрекали, пусть и сопровождающееся катаклизмами, будущее. Апокалипсис – «последние времена», конец света. Особенности ветхозаветной и новозаветной апокалиптики иллюстрируют на выставке великолепные гравюры Г. Доре и других западноевропейских и русских мастеров XVII-XIX вв., а также уникальные немецкие и голландские Библии XVII в. В том числе – так называемые картинные (лицевые) Библии, получившие широкое распространение в эпоху Реформации XVI- XVII вв.

Кто написал Откровение Иоанна Богослова?

Сам предполагаемый автор посчитал необходимым сообщить своему читателю о себе следующее: «Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствовании и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». Согласно устоявшейся со II–III вв. церковной традиции, этим человеком считается один из двенадцати апостолов Христа - Иоанн Зеведеев, прозванный Богословом, автор Евангелия от Иоанна. Но уже во II в. высказывались и иные мнения, обращавшие внимание, например, на тот удивительный факт, что автор Откровения нигде не упоминает о себе как об апостоле и свидетеле земной жизни Христа. Поэтому возникли иные версии.

На выставке традиционную версию авторства новозаветного Откровения иллюстрируют, в числе прочих экспонатов, гравюры из цикла, созданного в 1880-х гг. в Лейпциге.

История Апокалипсиса в изобразительном искусстве, представленная в следующем разделе выставки, началась еще в римских катакомбах. Исполненные глубокого драматизма, одновременно устрашающие и вселяющие надежду на спасение образы книги Откровения Иоанна Богослова на протяжении веков производили неизгладимое впечатление на живописцев, скульпторов и графиков. Не осталось равнодушным к апокалиптической тематике и искусство книжной иллюстрации, пережившее истинный расцвет с началом европейского книгопечатания. Уже в гутенберговском Новом Завете (1456) была реализована возможность иллюстрирования Апокалипсиса. Позднее стали тиражироваться книжно-альбомные репродуцированные иллюстрации к Откровению, сначала в виде ксилографических картинок лубочного типа, продававшихся на ярмарках, а позднее и работ крупных мастеров. Первым примером такого рода изданий стала ксилографическая сюита на тему Апокалипсиса Альберта Дюрера (1498). Выставка включает 15 гравюр из цикла «Апокалипсис», представляющие важнейшие сюжеты и образы Откровения: четыре всадника Апокалипсиса, открытие пятой и шестой Печатей, клеймение праведных, битву Ангелов и другие. Не стояло в стороне от этого художественного процесса и русское искусство. Необычно и неожиданно выглядят на фоне традиционной европейской гравюры русские печатные иллюстрации к Апокалипсису, выполненные в мастерских Мстеры в 1870 г.

Интерпретации темы Апокалипсиса чрезвычайно популярны в современной массовой культуре - в литературе и музыке, в Интернете и комиксах, в компьютерных играх и, конечно, в кинематографе. Сейчас сложно с точностью сказать, в каком фильме впервые была предпринята попытка визуализировать Апокалипсис, но есть основания полагать, что сюжет первых фильмов апокалиптического содержания строился вокруг библейских мотивов и образов. С развитием технических средств визуализации религиозные мотивы уступают место фильмам, созданным по другим эсхатологическим сценариям. По разным источникам, за последние 50 лет было создано более 100 кинолент на тему конца света. И это без учета фильмов, снятых о постапокалиптическом будущем.

Выставка продлится до 12 апреля 2016 г.

www.museum.ru/N61274
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:www.gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.02.2020  x    ?  


Выставка «Репин. Наследие. Ученики» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Магия ритма. Борис Мессерер. Живопись. Графика

Выставка «Янтарная комната и другие проекты. Тайны реставрации» в Москве

Скульптор Александр Рукавишников

Выставка живописи Виктора Отиева в галерее "Голубая Гостиная"

Оружие Великой Победы на выставке в Музее артиллерии

Выставка «Великий Миша» в Челябинском музее изобразительных искусств

Третьяковская галерея отмечает день рождения Казимира Малевича перформансом

«Вечера на Волге». Живопись Владимира Мизинова из собрания Елены Тальянской и Георгия Смирнова

Цикл «Лица необщим выраженьем» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка "В ожидании весны" в Старой Ладоге

"От принцессы Фике к Екатерине Великой" - новая экспозиция Музея-заповедника «Царское Село»

Выставка «Полковая святыня. Из истории Селенгинского полка» в Бородинской панораме

«Четыре года испытаний. Спектакли о Великой Отечественной войне» в Музее читателя РГБИ

Выставка "На чём держится платье?" в Старой Ладоге

Неделя Прусского кота-2020 в Музее Мирового океана

Выставка памяти художника Владимира Румянцева в Республике котов

Презентация книги «Первое слово правды» в Музее истории ГУЛАГа

Выставка «Комсомольцы - беспокойные сердца» на ледоколе «Красин»

Ретро-открытки Елагина острова

Выставка Мордовского отделения Творческого союза художников России «Субъективность реальности»

Страницы музыкальной истории в Доме-музее М.Н. Ермоловой

Презентация книги Михаила Бару "Мещанское гнездо" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Фотовыставка «Аркаим – Страна городов: пространство и образы» в Саратовском областном музее краеведения

Санкт-Петербургский Союз художников пригашает на ежегодную выставку "На солнечной стороне - 10"

«Человек лунного света». Михаил Кузмин. Встреча в музее Льва Гумилева

Выставка Лианы Эль-Сафади "Узоры и квадраты"

"Мастерская костюма" в Театральной галерее на Малой Ордынке

Выставка Анны Останиной "Сверчок и Колесо"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru