Государственный музей А.С. Пушкина
Выставка открыта с 10 февраля до 15 мая 2016 г.
На выставке представлено более 80 рисунков разных лет Николая Кузьмина - графика, портреты, иллюстрации к пушкинским произведениям, экслибрисы, а также книги, иллюстрированные художником и личные вещи из частной коллекции наследников художника и собрания Государственного музея А.С. Пушкина.
В Государственном музее А.С. Пушкина имена выдающихся московских художников Николая Васильевича Кузьмина (1890 1987) и Татьяны Алексеевны Мавриной (1900 1996) хорошо известны и особо почитаемы. Они были мужем и женой. И объединяла их не только взаимная любовь и творческое единомыслие, но и особое отношение к великому русскому поэту.
Можно сказать, что любовь к Пушкину определила судьбу Н.В. Кузьмина, став на всю жизнь источником вдохновения художника. В течение жизни он несколько раз обращался к творчеству поэта, выбирая для иллюстрирования такие разные произведения поэта, как "Евгений Онегин" (1933), "Граф Нулин" (1957), стихотворение "К Чаадаеву" (1959), "Эпиграммы А.С.Пушкина" (1979), находя для каждого из них свою художественную доминанту. Теперь эти работы составляют большую часть музейного собрания, в котором представлено около 200 иллюстраций к пушкинским творениям.
Однако художественное наследие Николая Васильевича Кузьмина, несмотря на заслуженное признание его как одного из лучших иллюстраторов ХХ века, остается сегодня неизвестным во всей своей полноте. Выставка предоставляет уникальную возможность увидеть работы, которые до сих пор не выставлялись, являясь частью частной коллекции. В экспозиции предстанут ранние работы мастера, созданные в 1930-х годах; малоизвестные иллюстрации к произведениям русских и зарубежных писателей; автографы писем выдающихся художников, писателей, искусствоведов.
На выставке зритель впервые увидит кузьминскую Москву - с Арбатской площадью, по которой в то время ходили трамваи, бульвары и скверы, любимые москвичами парки в Сокольниках и Лефортово. Взгляд художника привлекает и архитектурный образ города, и шагающие люди с красными знаменами, и московские пейзажи. Он много и охотно рисовал Москву, и эти рисунки сохранили для нас облик родного города 1930-х годов.
Натюрморты, написанные в технике мокрой акварели, помогают понять, какое влияние оказали на художника работы импрессионистов, каким путем шел он в искусстве. Любопытно отметить, что мавринские и кузьминские букеты этого времени оказались очень близкими по стилистике.
Хотелось бы отметить и мастерство Н.В. Кузьмина-портретиста. Особенно драгоценна для музея тема ? портреты Пушкина. Трагическая фигура поэта заставляет искать адекватного художественного воплощения. В 1930-е годы Кузьмин выполнил несколько портретов Пушкина пером и тушью, изредка используя акварель, строя их на светотеневых контрастах. Можно отметить три портрета поэта на берегу Сороти, один из которых был подарен Л.С. Кишкину, известному ученому-слависту.
Художник в совершенстве владел техникой рисунка. Особенно интересны два портрета Пушкина 1934-1935 гг. из частной коллекции. На одном мы видим он в крылатке и цилиндре на набережной Невы, на другом ? в своем кабинете. Художник сумел изобразить поэта в разных психологических состояниях, и сделал это виртуозно, при всем лаконизме и скупости выразительных средств ему удалось передать силу и глубину образа.
Особо хотелось бы отметить представленные на выставке многочисленные иллюстрации к роману "Евгений Онегин", над которым художник работал с 1928 по 1932 год. Это - очень важный этап в жизни художника. И эти работы мастера по праву являются центром выставки. Художник был чрезвычайно внимателен к пушкинскому тексту: мир романа нашел воплощение в его рисунках. О своей работе над "Онегиным" Н.Кузьмин вспоминал: "Надо много трудиться и много пролить пота, чтобы рисунок казался сделанным без малейшего усилия. Только художник знает, сколько труда требует эта "легкая" манера, и может представить, сколько бумаги изведено и сколько набросков забраковано и выброшено".