Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник и Государственный музей В.В. Маяковского представляют выставку: «Маяковский “haute couture”: искусство одеваться» (из собрания Государственного музея В.В. Маяковского).
Настоящая выставка наиболее полно демонстрирует личные вещи и аксессуары поэта. Одни из вещей являются хрестоматийными, хорошо известными по фотографиям поэта. Другие будут показаны ценителям творчества Маяковского в первый раз. Мемориальные предметы дополняются многочисленными фотографиями, материалами изобразительного и рукописно-документального фондов.
Собственная манера одеваться сложилась у Маяковского не сразу. Представленные на выставке фотографии, одежда и аксессуары свидетельствуют о том, что за неполные 37 лет жизни поэта его облик неоднократно менялся − от хмурого бунтаря в поношенной одежде до уверенного в себе лидера в элегантном костюме.
Данный выставочный проект даёт возможность соприкоснуться с личностью поэта и осмыслить его творческий и жизненный путь в новом ракурсе. Зрители смогут представить Владимира Маяковского в повседневной жизни, узнать, каковы были его привычки и пристрастия, − все экспонаты свидетельствует о его безупречном вкусе и умении быть элегантным. Они показывают, насколько внимательно поэт относился к своему облику, какое значение он придавал стилю одежды и отдельным аксессуарам.
Небольшая часть выставки посвящена становлению советской моды в 1920-х годах. Маяковский был тесно связан с художниками-конструктивистами А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой, стремившимися изменить жизнь людей созданием красивых и удобных вещей. Эти художники группировались вокруг журнала «ЛЕФ», редактором которого был Маяковский. На страницах журнала публиковались теоретические статьи конструктивистов, модели одежды для быта, производства и спорта. Поэт стихами и рекламой пропагандировал внедрение в быт качественных красивых вещей. В 1922 1925 годах существовал «Центр по становлению нового советского костюма» под управлением Н. Ламановой, а чуть позже начал выходить журнал «Искусство одеваться», который оформляла художница В. Ходасевич.
Личные вещи служат памятью о человеке, а иногда свидетельством материальной культуры эпохи. Знаменитая жёлтая кофта Маяковского превратилась в символ русского футуризма, а клетчатый пуловер стал характерным атрибутом советского периода жизни самого поэта. Маяковский являлся авторитетом не только в литературе, он оказывал влияние на многие стороны жизни своего поколения в переломную эпоху.
Выставка показывает, что стиль поэта не утратил актуальности и сегодня. Маяковский для нас вне моды, вне времени, поэтому наш диалог с ним продолжается…