Культурно-выставочный центр "Радуга" г. Самары приглашает посетить новый выставочный зал, посвященный искусству западного средневековья, названного потомками Готикой.
Экспозиция зала выстроена таким образом, чтобы максимально глубоко передать дух средневековой Европы XII-XV вв.
Готика - подлинный "венец средневековья", это яркие краски, позолота, взлетающие в небо колючие иглы башен, симфония света, камня и стекла. Основой готического стиля была архитектура, церковное зодчество, органично связанное с возвышенными идеями христианства. Одной из главных особенностей готического стиля стала дематериализация формы, выражающая идею духовности, устремления ввысь, к небу.
В средние века зодчество оказалось ближе всего синтезирующему мышлению времени. Ведущая роль зодчества в готическую эпоху нашла свое отражение в архитектурном решении выставочного зала.
Воспринимая образную и конструктивную сущность архитектурных деталей и постройки в неразрывном единстве, художники и проектировщики зала воплотили собирательный образ готического собора - "каменной симфонии", по выражению Виктора Гюго. Нервюрные своды, стрельчатые арки и проемы, пилястры пронизывают динамикой весь облик нового зала.
В готическом соборе традиционную настенную роспись и мозаику заменили витражи. Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а картины из цветных стекол казались неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла.
Прекраснейшие в мире витражи собора Нотр-Дам в Шартре послужили образцом для оконных композиций нового выставочного зала. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступницы и просительницы за людей перед Богом. Центральное место в экспозиции занял огромный витраж: входящему в зал постепенно открывается величественное изображение Богоматери с младенцем на руках (окно-витраж "Дева Мария из прекрасного стекла", XII в.). Другие витражные окна выполнены в "лучистом" стиле зрелой готики - в виде ярких многолепестковых розеток (по мотивам витражей Руанского собора Сен Уэн и Нотр Дам в Париже, XII-XIII вв.).
Расцвет Готики - это и расцвет статуарной скульптуры. Ваятели стран Центральной Европы работали главным образом в соборах. Скульпторы Франции и Германии достигали такой степени жизнеподобия в своих работах, которая была недоступна современным им живописцам. Вершиной искусства пластики стали статуи донаторов (дарителей, т.е. строителей храма или заказчиков произведения живописи или скульптуры) в соборе Наумбурга (Германия, ок. 1260 г.). Скульптору удалось создать впечатление, что перед нами - настоящие портреты рыцарей, его современников. Копии скульптурных фигур маркграфа Эккехарда и его жены Уты воспроизведены музейными скульпторами для зала готического искусства.
Рыцарскую культуру в экспозиции зала представляет полные рыцарские доспехи XV века.
Выставка "Искусство готики" органично включает в себя живописные изображения - компьютерные копии картин Н.К.Рериха, повествующих о средневековых святых: "Святая Женевьева" и триптих "Жанна д'Арк".
В скором времени выставочный фонд "Искусства готики" будет пополнен новыми интересными экспонатами.
Создатели и организаторы выставки - Международная общественная организация "Центр духовной культуры" и Издательский дом "Агни" г. Самары.
Вход на выставку - бесплатный.