В рамках 13-го фестиваля «Современное искусство в традиционном музее»
13 октября (вторник) 2015 в 18:30
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, конференц-зал (Университетская наб., д. 17)
Модераторы:
Вероника Богдан – искусствовед, заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского музея Российской академии художеств;
Мария Годованная – художница, со-автор проекта «Она. Звание художника».
Феминистская история искусства в 60-70-е годы прошлого столетия проблематизировала вопрос участия и положения женщины-художника в мире искусства. Гегемония мужчины-творца была поставлена под вопрос, а феминистские авторы выявили вполне конкретные факторы, исключавшие женщин из истории искусства или категоризирующие их творчество как вторичное, незначительное, а значит, недостойное для включения в историю.
Санкт-Петербургская Академии художеств объединяет три институции: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и научную библиотеку Российской Академии художеств.
В музее размещены работы, предоставляющие студентам и студенткам Института возможность детально изучать, анализировать и копировать произведения искусства. В то же самое время в представленной музейной коллекции Академии большинством авторов являются мужчины, как и представители преподавательского состава факультетов практической живописи. Однако подавляющие большинство студентов Института - девушки, в течение шести лет обучающиеся “мужскому” взгляду на искусство.
Существуют ли сейчас структурные ограничения и институциональные барьеры, препятствующие включению женщин в историю искусства? Есть ли возможность гендерно сбалансировать коллекцию Музея и его экспозицию, тем самым обратив внимание на участие женщин-художниц? В какую историю искусств стремятся попасть выпускники Института? Какое представление о “творческой личности” формируется у них на протяжении шести лет обучения? Есть ли желание и “воля” “впустить” в преподавательский состав больше женщин-художников и дать им возможность вести мастерские на старших курсах? Насколько изменилась образовательная программа Академии за более чем 250 лет? Может ли это повлиять на уровень образования, социальную включенность и развитие критического мышления у студенток/ов? Существуют ли значимые художницы, вышедшие из стен Академии за последние десятилетие?
Среди участников круглого стола: искусствоведы, арт-критики, кураторы, социологи, художники.
К участию приглашены:
Олеся Туркина – искусствовед, куратор, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея;
Анна Темкина – доктор философии, социолог, специалист в области гендерных исследований, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге;
Дарья Коллегова – художник, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
Людмила Бредихина – критик, куратор, специалист в области гендерных исследований;
Иван Говорков – художник, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина;
Полина Заславская – художница;
Семен Михайловский - ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
В списке участников возможны изменения и дополнения.
Адрес: Университетская наб., д. 17
Как добраться: ст. метро «Спортивная-2»; от ст. метро «Невский проспект», «Гостиный двор» – троллейбусы 1, 10, 11; автобусы 7, 24
Организаторы:
Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Фонд «ПРО АРТЕ»
Северо-Западный филиал ГЦСИ
при поддержке
Министерства культуры Российской Федерации
Комитета по культуре Санкт-Петербурга
Фонда Михаила Прохорова