Совместно с Государственным музеем истории ГУЛАГа (г. Москва) Музей истории Екатеринбурга на своей площадке представил снискавшую мировую славу коллекцию фотографий известного английского фотографа и дизайнера Дэвида Кинга «Комиссар исчезает». Автор позволяет нам увидеть работу механизма политизированной ретуши на государственном уровне. А еще лет 30 назад о нем почти ничего не говорили – причем по обе стороны железного занавеса.
Выставка «Комиссар исчезает» была создана Дэвидом Кингом в 1999 году на материале собственной коллекции. Она экспонировалась в ведущих музеях в Вены, Милана, Берлина, Будапешта, Вашингтона и приобрела мировую известность. В России знакомство с выставкой состоялось в 2012 году благодаря деятельности московского музея истории ГУЛАГа.
«Комиссар исчезает» позволяет взглянуть на двойную реальность сталинской эпохи, которая как нельзя лучше отразилась в желании задним числом изменить запечатленное прошлое. Иногда оно выглядело слишком неприглядно, и его требовалось выправить и подчистить для парадной подачи. В других случаях в кадре оказывались лица, переведенные из ряда героев в списки врагов. Для официальных публикаций неугодных персонажей отрезали от общей группы, скрывали за ретушью и фотомонтажом. Составление таких композиций порой столь виртуозно, что заслуживает внимания не только как свидетельство времени, но и как вид искусства. Такому изощренному государственному элиминированию вторили действия и рядовых советских граждан: от страха быть обвиненными в измене они вырезали и замарывали на фотографиях из своих личных архивов лица людей, вычеркнутых из официальной истории, родные репрессированных вынимали одну за другой фотокарточки из семейных альбомов.
К историям простых людей присоединялись и знаменитые политики: Троцкий, Калинин, Зиновьев, Каменев, а также и малоизвестные партийные функционеры, разделившие с ними участь жертв преследований и репрессий. Зато портреты вождей (умершего – Ленина и живого – Сталина) вычленялись из общих снимков, облагораживались, героизировались, обретая характер религиозных идолов, за которыми с той же непреложностью исчезал живой человек. К делу пропаганды искаженной действительности подключилось и искусство соцреализма: масштабные полотна, прославлявшие тот или иной момент нового исторического эпоса. Картины воспроизводили композиции фотоснимков с изменениями и дополнениями, вторящими фотографической ретуши.
На выставке представлены более семидесяти изображений; охватываемый период – от начала ХХ в. до середины 1940-х гг. История Советской России, начиная с ее революционной предыстории и заканчивая смертью Сталина, предстает рассказанной через призму фотографий и их позднейших искаженных и отретушированных копий.