В Центральном музее музыкальной культуры 16 мая откроется выставка раритетных семиструнных гитар из частной коллекции Ивана Бариева. Представлены уникальные инструменты знаменитых русских и зарубежных мастеров XIX–XXI вв. Самый ценный экспонат собрания датирован 1813 годом. Эту гитару создал легендарный русский мастер И.А. Батов (1767-1841), который работал при крепостном театре графа Н.П. Шереметьева в Останкине.
Гитара принадлежала руководителю знаменитого цыганского хора И.О. Соколову. Инструмент богато инкрустирован перламутром, черепаховым панцирем, костью и черным деревом. Гитара относится к зрелому периоду творчества мастера и была изготовлена за несколько лет до получения Батовым от графа вольной для себя и членов своей семьи (в 1822 году). Считается, что с этикетом «Иван Андреев Батов» мастер выпустил в свет 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей, 10 гитар.
Всего в частной коллекции Ивана Бариева, вице-президента Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, – 115 уникальных гитар. Это собрание не имеет мировых аналогов. Представлены инструменты из многих стран: России, Украины, Эстонии, Австрии, Италии, Франции, Германии, США.
В коллекцию включены инструменты известных русских мастеров прошлых веков – гитары И.А. Батова, И.Я. Краснощекова (в том числе и последняя работа мастера), К.И. Березина, братьев Архузенов, М.В. Ерошкина, Я.И. Косолапова, В.Д. Климова. Представлены и семиструнные гитары зарубежных мастеров: Г.А. Штауфера, Дж. Г. Шерцера, Ф. Шенка, Д. Битнера, а также шедевры современных создателей гитары – Ф.Р. Акопова, А.В. Момота и других. На выставке в ЦММК представлены наиболее ценные, исторически интересные инструменты знаменитого собрания.
Как вспоминает И. Бариев, началом его коллекции стала семиструнная гитара И.С. Семенова (1870): сразу возникло желание дать возможность другим любоваться уникальным инструментом. Скоро поиск раритетных «экспонатов» превратился, по словам Бариева, «в своеобразную болезненную страсть».
В коллекцию входят инструменты, принадлежавшие поэту А.А. Григорьеву, основателю профессиональной школы игры на семиструнной гитаре в России А.О. Сихре, известным дореволюционным гитаристам – Б.А. Перотту, В.А. Русанову, руководителю Соколовского цыганского хора И.О. Соколову, знаменитому виртуозу-семиструннику XX века С.Д. Орехову, заслуженному артисту РФ А.Г. Титову и другим видным деятелям культуры России XIX–XXI вв. Многие экспонаты коллекции – настоящие раритеты. Пережив войны, холода, разруху, перейдя границы государств, они выжили, и сегодня мы можем любоваться ими, слушать их необыкновенные голоса.
Для пополнения собрания приходилось ездить как по России, так и в другие страны: Австрию, Италию, Венгрию, Украину. Владельцы старинных семиструнных гитар также сами связывались с коллекционером. У многих из них не было средств на реставрацию, так что заслуга Бариева – не только в собирании уникальных инструментов, но и в их возрождении. Вторую жизнь старинным семиструнным гитарам коллекции дали известные реставраторы Москвы: А.Д. Комаров, В.П. Маслов, В.А. Ажикулов. Многие артисты театра «Ромэн» выступали с гитарами из коллекции Бариева в Москве и на гастролях.
Среди экспонируемых инструментов имеются истинные произведения искусства, шедевры художественного творчества, они украшены сложнейшими инкрустациями или тончайшей резьбой и выполнены с тонким чувством стиля. Собрание Бариева предоставляет богатый материал, который еще предстоит изучать исследователям.
Подробности по телефону (495) 739-6226 и на сайте www.glinka.museum