Выставка открыта в Театральной школе в Люблине (ст. м. «Волжская», ул. Летняя, д. 2, стр. 1)
Организаторы и участники выставки:
Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино»;
Московский музей-усадьба Останкино;
Галерея «Три Века»
С 30 апреля 2015 года Московский государственный объединенный музей-заповедник открыл в Театральной школе в Люблине выставку «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века».
Подмосковная усадьба Люблино, входящая в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника, некогда принадлежала Николаю Алексеевичу Дурасову, оригиналу и хлебосолу, известному богатею, славившемуся на всю Москву своим необыкновенным гостеприимством. Его великолепный усадебный дом, построенный с дворцовым размахом, был возведен в 1801 году по проекту архитектора И.В. Еготова, одного из лучших учеников М.Ф. Казакова. Усадьба интересна не только своим оригинальным и хорошо сохранившимся домом-дворцом, но и отдельно расположенными от дворца зданиями Театра и Театральной школы. Включение в архитектурный комплекс усадьбы изысканного здания Театральной школы – явление уникальное для России конца XVIII века. Даже в подмосковном Останкине графа Н.П. Шереметева, которое славилось своим крепостным театром и серьезным профессиональным обучением крепостных, не существовало отдельного здания Театральной школы.
Здание Театральной школы по архивным сведениям было построено еще во второй половине XVIII столетия прежним владельцем усадьбы В.П.Прозоровским. В 1801 году, одновременно со строительством главного усадебного дома-дворца Н.А. Дурасова, здание школы было перестроено и приобрело стилистическое созвучие со всем комплексом усадьбы. Судя по первым чертежам 1801 года в композицию школы входили два отдельно стоящих одинаковых флигеля, соединенных между собой двойной колоннадой. Фасады флигелей были выполнены в характерном для конца XVIII – начала XIX века классическом стиле. В их оформлении использовались те же приемы, что и в архитектурном решении дворца — тройные венецианские окна, с полуциркульным окном над ними во втором этаже и с акцентами в виде сдвоенных пилястр в нижнем этаже. Фасады обоих флигелей были украшены рельефами с изображением «танцующих фигур». Двойная колоннада, соединяющая два здания, придает им ландшафтный характер и вторит мотивам главного дома. Таким образом, здание гармонично вписывается в общий ансамбль усадьбы, являясь важнейшей составной частью архитектурного и садово-паркового ансамбля Люблино.
Расположенное близко к главному дому усадьбы, здание школы начинает ряд построек, выстроенных в линию вдоль въездной аллеи. Школа, помимо своего прямого назначения, использовалась также и как жилое помещение для крепостных актеров Н.А. Дурасова, в ней располагались театральные гримировочные.
До нашего времени не дошли материалы по истории крепостного театра Н.А. Дурасова, и мало того, сведения о самом владельце крайне скудны. Поэтому организованный в здании Театральной школы выставочный проект основывается на подлинных иконографических, графических, живописных, печатных, исторических и мемориальных памятниках из фондов Музея-усадьбы Останкино, Московского государственного объединенного музея-заповедника и на предметах из Галереи «Три Века». Сохранившийся в Музее-усадьбе Останкино богатый иконографический материал по истории одного из наиболее прогрессивных и совершенных крепостных театров России – театра графов Шереметевых, а также театра Апраксина в усадьбе Ольгово (отдельные предметы театрального реквизита) позволяют создать некий собирательный образ крепостных театров Москвы и Подмосковья. Организаторы выставки попытались показать те невидимые постороннему наблюдателю процессы, которые всегда предшествовали в усадьбе всякому великолепному действу и грандиозному представлению.
Экспозиция базируется на письменных источниках и графическом материале, касающихся устройства и организации театров Шереметевых, партитурах, рукописных и печатных нотах. Также она основывается на музыкальных инструментах и книгах по театральной тематике, эскизах театральных декораций и костюмов, аксессуарах моды, в особенности такого емкого в стилевом и игровом отношении аксессуара театрального костюма, как веер и его разновидности — ручного экрана, на картонных щитках которых, согласно традиции XVIII века, изображались театральные персонажи, фрагменты партитур или текстов театральных постановок.
Немаловажная роль отводится и подлинным предметам мебели русского классицизма из фондов двух музеев. Они не только удачно “прижились” в небольших служебных интерьерах Театральной школы, но и способствуют созданию впечатления особой достоверности экспозиции, показывающей образ жизни и творческую деятельность крепостных актеров.
Стоимость посещения по категориям посетителей: основная – 100 рублей, льготная – 50 рублей, специальная – бесплатно