30 апреля 2015 года в KGallery открывается выставка Заслуженного художника Российской Федерации Александра Исааковича Харшака, посвященная 70-летию Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Для творчества Харшака характерны монументальные графические серии, на создание которых порой уходили десятилетия. Решая сложнейшие психологические и пластические задачи, художник обращался почти ко всем графическим техникам – рисунку, офорту, акварели, пастели, литографии. В своих работах он отражал события, свидетелем или участником которых был он сам, а также важнейшие этапы, ставшие переломными в истории Российского государства.
В июне 1941 года, прервав работу над дипломом, Харшак добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях за Пулковские высоты в должности помощника командира отдельного 59 батальона связи 13 стрелковой дивизии Народного ополчения. До самого конца войны активно работал в редакции газеты 42 армии Ленинградского фронта «Удар по врагу». Около 400 рисунков было создано за эти годы.
Фронтовая обстановка требовала мгновенной передачи, отображения увиденного. Возвращение к рисунку для доработки было невозможным. Скромные, на пожелтевшей бумаге, подчас торопливые, они были предельно убедительными. Здесь лица бойцов, детей из освобожденных районов, развалины Пулкова, Пскова, Митавы.
Харшак был свидетелем капитуляции Курляндской группировки немецко-фашистских войск в Латвии. Эти годы определили творческую позицию художника, не дававшую ему права молчать о той страшной трагедии, которую принесла Война.
Вернувшись в 1946 году в стены Академии Художеств, Александр Исаакович Харшак изменил тему диплома. «Картины Войны глубоко запали в память, ранили душу, не было сил молчать об этом…», — вспоминал художник.
Цикл из шести офортов под общим названием «В борьбе за Ленинград» (1946-1947), занимающий центральное место в экспозиции, стал его новой дипломной работой. Но тема не отпускала. На протяжении всей творческой жизни мастер обращался к событиям Великой Отечественной войны, которые нашли свое наиболее совершенное воплощение в монументальной серии офортов «1941-1945», часть из них также представлены на выставке. Эти произведения, безусловно, стали классическими в изобразительном искусстве советского периода, а лист «Раненый ребенок» навсегда останется символом трагических лет Ленинградской Блокады.
В экспозиции представлены документальные материалы и вырезки из газеты «Удар по врагу» с рисунками и карикатурами Харшака. Этот материал выставляется впервые.
А.И. Харшак награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды и многими медалями.
Его произведения находятся во многих музеях России и республик бывшего Советского Союза.
На выставке представлены рисунки, созданные в период 1942-1945 годов. Офорты из серии «В борьбе за Ленинград» 1947 года. Офорты из серии «1941-1945» 1966-1985 годов.
Выставка будет открыта до 13 мая.