Выставка посвящена жизни и творчеству Юрия и Святослава Рерихов ̶ деятелей науки и искусства, которые прожили большую часть жизни в Индии и внесли значительный вклад в культурную жизнь этой страны и в развитие российско-индийских отношений. Будут представлены подлинные работы Николая и Святослава Рерихов из собрания Государственного Музея Востока. Также посетители увидят личные вещи Юрия и Святослава Рерихов, их письма, подлинные документы, рассказывающие о жизни, научных изысканиях, творчестве. Будут экспонироваться фотографии, редкие издания из фондов Музея-института семьи Рерихов и других собраний. Выставка проходит в рамках проекта «Объединяя народы» и подготовлена при поддержке Генерального консульства Индии в Санкт-Петербурге.
Название выставки «Индийский путь» взято из одноименного очерка Николая Константиновича Рериха, написанного им в 1913 году - за десять лет до грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, предпринятой им вместе с женой Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием в 1923-1928 годах. «Живёт в Индии красота. Заманчив Великий Индийский путь» ̶ писал русский художник. По окончании экспедиции семья продолжала жить в Индии. Её связь с этой страной наметилась еще в Петербурге. Здесь с интересом изучались популярные книги по индийской философии, здесь появились первые работы Николая Рериха, вдохновленные индийским искусством. Любовь, которую питали к Индии Николай и Елена Рерихи, передалась сыновьям.
Юрий Николаевич Рерих получает востоковедческое образование, выбрав в качестве одной из специализаций индийскую филологию. Одним из его главных учителей становится знаменитый индолог, специалист по ведийской и буддийской литературе Чарльз Рокуэлл Ланман (1850-1941), у которого Юрий Николаевич занимается по курсу санскрита и пали. Он осуществляет перевод с санскрита на русский язык «Иша», «Катха» и «Чхандогья» Упанишад, а также «Гирлянды джатак». Подлинный восторг и глубокое проникновение в смысл изучаемого несут строки, написанные им во введении к этой работе: « ... Упанишады не принадлежат определённым авторам. В них отразились века духовных исканий. Кто создал Ишу Упанишад, эту жемчужину среди мистической литературы Индии? Глубокие по смыслу слова уже подчас утратили своё значение и только с трудом поддаются объяснению. И сколь разнообразен материал, собранный в Упанишадах!». К началу экспедиции Юрий Рерих был высокообразованным специалистом, владевшим многими европейскими и восточными языками, в том числе редкими диалектами. Он вёл самостоятельные исследования по истории, археологии, этнографии и языкознанию обширного Центрально-Азиатского региона. По окончании экспедиции он возглавил созданный Николаем Рерихом Гималайский исследовательский институт «Урусвати», в котором проводились исследования во всех вышеупомянутых областях знания, а также по биологии, медицине и другим направлениям. Его брат Святослав Рерих курировал естественнонаучный отдел института. Юрию Рериху было суждено не только внести выдающийся вклад в изучение Центральной Азии, но и после своего возвращения в СССР деятельно способствовать возрождению прервавшихся в 1930-х годах традиций отечественного востоковедения, в первую очередь, индологии и тибетологии.
Святослав Николаевич Рерих, выбравший ту же стезю, что и его отец, и проживший в Индии более 60 лет, становится признанным художником и известным в Индии культурным деятелем. Благодаря его усилиям, в 1948 году Индия присоединилась к Пакту Рериха - подписанному в 1935 году в Вашингтоне Международному договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Святослав Николаевич широко известен как основатель и почётный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришат», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета, а также как основатель Школы искусств им. Шри Ауробиндо. Широкую известность получили созданные им портреты выдающихся деятелей Индии, её учёных, артистов, писателей и рядовых тружеников. Портрет Джавахарлала Неру кисти Святослава Рериха находится в зале заседаний индийского парламента, президента Сарвепалли Радхакришнана – в президентском дворце. Святослав Николаевич глубоко изучал художественное наследие Индии, знаменитые памятники архитектуры, пластики, живописи. В своих работах он использовал не только сюжеты индийской жизни, образы индийского эпоса, но и цвет, а также другие приёмы индийских живописных школ. Соединяя в своём творчестве разные художественные традиции, Святослав Рерих реализовывал задачу сближения культур разных народов мира, искусства Запада и Востока. За выдающиеся достижения в области культуры Индия удостоила его своей высшей награды – «Падма-Бхушан».