"Рыцарь театра Алексей Александрович Бахрушин". К 150-летию со дня рождения основателя Национального музея театра
Первый выставочный проект года. В Каретном сарае /к юбилейной выставке А.А. Бахрушина отреставрирован флигель Главного дома/
Вернисаж: 12 февраля 2015 г., в 17:00 /по приглашениям, аккредитации/, ул. Бахрушина, 31/12, через главный вход в музей - во внутренний двор, к Каретному сараю
Алексей Александрович Бахрушин /31 января /12 февраля/1865 - 7 июня 1929/ - потомственный почётный гражданин Москвы, крупный промышленник, мануфактур-советник, почётный член Императорской Академии наук, гласный городской Думы, меценат и профессиональный благотворитель. В конце XIX века, обладая капиталом порядка 6 млн. руб., Бахрушины вложили в благотворительность такую же сумму.
Алексей Александрович - страстный театрал и балетоман. В юношеские годы принимал участие в спектаклях в домашнем театре Перловых, ходил с семьёй в Большой и Малый театры, материально поддерживал балетную труппу, дружил со многими театральными деятелями. Благодаря пламенной любви Бахрушина к театру Россия располагает одной из крупнейших коллекций театральных раритетов в мире. /1 424 159 предметов на 01.01. 2015 г./.
"Бахрушин внёс уникальный вклад в историю русского театра, создав театральный музей, первый в России и один из первых в мире, - пишет в каталоге выставки её куратор, генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов. - В Европе и России театральные собрания были и ранее, в виде архивов при театрах, но ни в одной стране театрального музея как самостоятельного учреждения не было. История театра, благодаря Бахрушину, стала овеществлённой. Удивительная цельность личности Алексея Александровича выразилась и в том, что в трудные революционные годы он не отказался ни от музея, ни от Отечества".
В 1924 г., когда отмечалось 30-летие музея, его работу обследовала замоскворецкая районная контрольная комиссия. Она пришла к выводу, что "за 7 лет Октября музей не сумел заинтересовать рабочих. Его работа рассчитана на узкий круг лиц, несмотря на своё местоположение в густонаселённом фабрично-заводском районе. На фоне острого жилищного кризиса в районе <…> музей вместе со своими постройками и садом занимает слишком большую площадь. Во избежание дальнейшего озлобления рабочих и поднятия авторитета сов. власти в глазах рабочих просить и категорически требовать у руководства Наркомпроса перевода музея как не оправдавшего своего назначения по обслуживанию фабрик и заводов в другое помещение и чистки служащих такового, а также выселения злейшего классового врага и эксплуататора Бахрушина в целях заселения домов рабочими и детскими учреждениями от фабрик и заводов".
Последние годы жизни Алексея Александровича были тяжёлыми - ему приходилось постоянно отстаивать музей, бороться за него. То и дело предпринимались попытки закрыть или перепрофилировать музей, раздать коллекцию другим музеям. Время и энергия и воля многих поколений сотрудников музея, в числе которых был и сын Алексея Александровича - Юрий Бахрушин, расставили исторические приоритеты.
На юбилейной выставке в отреставрированном ко дню рождения Алексея Александровича Каретном сарае посетители увидят подлинные предметы, характеризующие эпоху, в которую жил Бахрушин и его современники, из фондов музея.
Их "встретят" живописные работы блестящих представителей русского театрально-декорационного искусства, портреты Алексея Александровича, его рода, семьи.
В центре Каретного сарая, на большом белом столе, - символе передачи Бахрушиным коллекции государству 25 ноября 1913 года - представлен уникальный рукописный материал из фонда Алексея Александровича, прежде не экспонировавшийся, например, лист записи первого поступления в музейную коллекцию или официальный отказ Бахрушину в восстановлении его гражданских прав. Рядом венские стулья, можно присесть и в деталях рассмотреть заинтересовавшие фрагменты экспозиции.
В числе экспонатов - личные вещи Бахрушина и его семьи. Трость Алексея Александровича с вмонтированной в неё зрительной трубкой. Японский зонтик Веры Васильевны Бахрушиной, урождённой Носовой, виднейшей московской красавицы, жены и соратницы Алексея Александровича, её свадебная перчатка, фотокамера немецкого производства 1920-х годов - подарок мужа супруге - увлечённому фотографу.
На выставке - многообразие макетов, начиная от трогательных Константина Станиславского, Виктора Симова, Андреаса Роллера и заканчивая последними приобретениями музея - работами Давида Боровского, Валерия Левенталя, Сергея Бархина, Эдуарда Кочергина… Эпоха Бахрушина представлена экспонатами его времени, а нить в сегодняшний день авторы экспозиции Дмитрий Родионов, Екатерина Казакова и Михаил Воробьёв представляют через великолепные макеты сценических постановок лучших театральных художников России. К выставке также будет издан её каталог.
Для посещения выставка "Рыцарь театра Алексей Александрович Бахрушин. К 150-летию со дня рождения" открыта с 13 февраля до 15 марта 2015 г.
Аккредитация: +7 926 215 58 06, +7 495 953 78 75
,