С 9 по 21 февраля 2015 года в выставочном зале на 1-й Тверской-Ямской, 20 проходит персональная выставка Елены Епифановой «Собака и другие ненужные вещи...». Открытие выставки 10 февраля в 17.00.
«Собака и другие ненужные вещи...» – название одного из «белых» натюрмортов Елены, именно они составят основу экспозиции вместе с работами из проектов «Дорога» и «Деревенский гротеск». Словами художника, «...главным действующим лицом в них является пространство, светлое, почти бесцветное, которое, как и память, выталкивает на поверхность в неведомой нам последовательности людей, предметы, образы, цвета и снова их поглощает».
Виктория Петухова (журнал «Русское искусство») так пишет о её натюрмортах: «В творчестве современной (и что в данном случае особенно важно – московской) художницы Елены Епифановой белый цвет – не отстраненный символ, а конкретное, непосредственное переживание, это цвет окружающей ее жизни. <...> ...работы, вошедшие в эту серию, названную для простоты «белой», по большому счету нельзя назвать таковыми. Все краски палитры оставили свой след на предметах, живущих в ее натюрмортах, мягко колеблясь в узком цветовом диапазоне, отмеренном кистью художницы...»
Вещи в натюрмортах Елены Епифановой нематериальны – они будто проявились из окружающего их воздуха и не имеют собственной плоти. Зато фон, воздух, пространство имеют плоть и плотность, окутывая ватной глухой пеленой людей и предметы. И люди на её холстах, как и вещи, не конкретизированы, но узнаваемы, это архетипические провинциальные типажи: неуклюжие бабки, деловитые мужики с удочками и авоськами, - суровый и бесцветный народ, к которым их создатель относится с бережностью и любованием. Потерянные и предоставленные самим себе, они странствуют в молочном пространстве, всплывают и вновь теряются в небытии («Будет клев...»). Они могут сложится в любую конфигурацию или рассыпаться одинокими фигурками. Или малы, несоразмерны миру, как на картине «Лето», где мужички озадаченно блуждают под сенью листьев огромного сорняка.
Балансирует между ностальгическим умилением и социальным гротеском серия «Дорога», выполненная на керамических плитках. Но при несомненном сходстве с кобальтовыми голландскими изразцами эти работы Елены Епифановой транслируют не спокойную удовлетворенность бытия, но предъявлены как осколки единого существования, которые компонуются друг с другом, произвольно совмещая сюжеты и персонажей, их пути и судьбы в ограниченной «сетке» их общего мирка.
В других сериях, например, графичной «Зимке», часть работ из которой может быть показана на выставке, белый выступает как идеальный фон, обеспечивает выразительность силуэта, отсекает лишнее. Образы «Зимки» жестки и графичны, образы подчас жутковаты, остро-социальны, фрагментарно скомпонованы. Так, белый является для автора универсальным инструментом, способствующим решению различных задач. А благодаря опыту монументалиста, Елена Епифанова изобретательно использует смешанную технику, свободно соединяя фактурность краски, штриховку, коллаж.
Живописец, реставратор и монументалист, Елена Епифанова живёт и работает в Москве, училась в МАХУ памяти 1905 года и МГАХИ им. В.И. Сурикова (монументально-декоративная мастерская проф. Е.Н. Максимова). Работает в области станковой масляной живописи и настенной росписи, в технике «сграффито», выполняет эскизы витражей. С 1991 года выставляется, участвуя и в выставках Московского союза художников, и в многочисленных кураторских проектах, делает персональные выставки. Её работы находятся в музее Ферапонтово, в частных собраниях России, Франции, США, Хорватии, Англии, Гонконга.