Году русской литературы в России посвящается…
Выставка «Иллюстрации Татьяны Козьминой
к изданию «Пословицы русского народа В.И. Даля»
2015 год объявлен в нашей стране Годом Русской литературы. Этому событию посвящен целый ряд выставок музея-заповедника «Старая Ладога». Замечательным началом проекта являются две выставки: «Роман о собственной жизни» (творчество Ирины Борисовны Чижовой, кандидата искусствоведения, педагога, исследователя и писателя) и «Иллюстрации Т. Козьминой к изданию «Пословицы русского народа» В.И. Даля».
Издательство «Вита Нова» в 2011 году осуществило грандиозный по своей значимости проект: выпустило в свет трехтомник «Пословицы русского народа» В.И. Даля с циклом из 146 иллюстраций, специально подготовленных для этой книги талантливейшим художником Татьяной Андреевной Козьминой. Шестьдесят из них представлены на выставке в музее-заповеднике «Старая Ладога».
В.И. Даль долгие годы бережно по крупицам собирал народные поговорки, пословицы, загадки. Это настоящий кладезь многовековой мудрости на все случаи жизни, обо всех её сторонах от момента рождения и до смерти: о Боге и Вере (церковь не брёвнах, а в рёбрах; живём, поколе Господь грехам нашим терпит), богатстве и бедности (богатому сладко естся, да плохо спится; голо, голо, а луковка во щи есть), муже и жене (семейный горшок всегда кипит; мужнин грех за порогом остаётся, а жена всё домой несёт; не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа), работе и праздности (не то забота, что много работы, а то забота, как её нет), горе и радости (горя много, смерть одна; подумаешь – горе, а раздумаешь – власть Господня). Красота, образность, ёмкость русского языка прекрасно дополняют трогательные, светлые литографии Т. Козьминой. Каждая работа автора уникальна, она погружает зрителя в удивительно теплый, добрый, загадочный, прекрасный сказочный мир. И чем дольше смотришь, тем больше деталей замечаешь. На фоне ладожских храмов и монастырей, живописных панорам Волхова, несокрушимых крепостных стен разворачиваются сцены повседневной деревенской жизни. Вот хозяйка ставит самовар, а муж её пилит дрова, как раз к пословице «от хозяина чтоб пахло ветром, а от хозяйки – дымом». Дальше они же везут воду в бидоне: «в гору подпряжка впору, а под гору само скатится». «Единому по формату окну литографии сопутствует обязательный жанровый сюжет с повсеместным масштабным выделением главного персонажа, основного действия, содержание которых преподносится зрителю с предельной лаконичностью и выразительностью. Люди в иллюстрациях не портретны в строгом смысле, но в большинстве из них угадывается конкретная личность: это родные и близкие, гости, соседи или просто знакомые по Старой Ладоге, с которыми автор встречается в магазинах, на улице, в бане. Причем, включены они в иллюстративный ряд не случайно, а по следам впечатлений, наблюдений или услышанных рассказов как полноправные герои действительных событий…Действие разворачивается на фоне пейзажа Старой Ладоги, в интерьере деревенского дома с его поныне существующими атрибутами, на дворе или в комбинированных построениях несколькими планами». (Васильев Б.Г. из послесловия к книге «Русские пословицы и поговорки», СПб, «Искусство России» 2003). И это неслучайно, ведь Т. Козьмина многие годы живет в Старой Ладоге, в обычном деревенском доме, готовит в русской печке, носит воду из родника, ставит угольный самовар, ходит на рыбалку и в лес по грибы-ягоды. «Такое соучастие художницы помогает ей быть достоверной, сопереживающей изображенную ситуацию, а несомненная талантливость обеспечивает успех созданию в рисунке совершенного образа: искреннего и величественного, многогранного и всегда прекрасного». (Васильев Б.Г., там же).