Выставка одной картины
АЛЬБЕР МАРКЕ.
СОЛНЦЕ НАД ДЕРЕВЬЯМИ (СОЛНЦЕ НАД ПАРИЖЕМ). 1905
из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
проект посвящен Государственному музею нового западного искусства
Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Омской области, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
19 декабря 2014 – 8 февраля 2015
Впервые в Омске в рамках празднования 90-летия ООМИИ имени М. А. Врубеля открывается выставка из фондов Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, предоставившего для экспонирования работу известного французского художника Альбера Марке (1875, Бордо – 1947, Париж), проявившего себя как живописец, рисовальщик, иллюстратор, мастер акварели.
Марке появился на свет в городе Бордо в простой семье. Когда ему было пятнадцать лет, семья перебралась в Париж, где его мать открыла небольшой магазин. В 1890 году мальчик поступил в Школу декоративных искусств, где познакомился с Матиссом. Вместе с ним он вскоре стал студентом Школы изящных искусств и учеником Густава Моро. В годы учебы сложились близкие отношения Марке с Ж. Руо, Ш. Камуэном, А. Мангеном, позднее – с Дереном, Вламинком, Дюфи и Фриезом. В Осеннем салоне 1905 и Салоне независимых 1906 Марке выставлялся вместе с художниками этой группы, получившей название фовистов – «диких».
Разделив увлечение участников группы яркими сочетаниями цветов, Марке все же был далек от нарочитой плоскостности и экспрессивности работ фовистов. С 1907 года Марке, отказавшись от условной экспрессии фовизма, вырабатывает собственную живописную систему. В его городских пейзажах отстраненность и созерцательность соединяются с глубоким переживанием натуры. Это проявилось в многочисленных видах Парижа, прославивших художника: написанные с высокой точки, они насыщены приглушенными пепельными тонами, передающими состояние влажной атмосферы, и переливами перламутровых оттенков. Именно картины из «парижской сюиты» Марке составили основу собраний работ этого мастера в коллекциях московских промышленников и меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова.
В 1934 году Марке – единственный из мастеров, которых собирали московские коллекционеры дореволюционной эпохи – совершил поездку в Советский Союз, по достоинству оценив экспозицию своих работ в первом в мире музее современного искусства – Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ), и радушный прием его сотрудников. Годы Второй мировой войны и оккупации Франции Марке провел в Алжире. В 1945 вернулся в Париж. От предложенного ему ордена Почетного Легиона и членства в Академии искусств известный своей скромностью мастер отказался. Скончавшийся в 1947 году художник покоится в городке Ла-Фретт на берегу любимой им реки Сены.
В картине «Солнце над деревьями (Солнце над Парижем)» (1905, холст, масло. 65x89) мы видим Сену – художник расположился на верхнем этаже одного из домов на набережной Лувра, и в «кадр» картинной плоскости попадает набережная Конти с куполом Французского института напротив. Как и все произведения художника этого времени, картина после написания перешла в собственность парижской галереи Друэ. Лишь в 1913 году ее приобрел здесь московский коллекционер Иван Морозов.
Открытие выставки состоится 18 декабря в 18.00 по адресу: ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус.
Куратор – Фарида Буреева