Выставка знакомит с коллекцией европейских и восточных вееров из частной коллекции Татьяны Макеевой (г. Москва).
Экспонаты, собранные в России и за рубежом, наглядно демонстрируют панораму минувшей жизни. Зародившись на Востоке, веер завоевал признательность в Европе и России. Этот предмет можно назвать «зеркалом истории».
Веер – удивительно разнообразное явление культурной жизни предшествующих эпох. Во второй половине XVIII века веер в России становится настолько обязательной и активной деталью в руках дам на всех торжествах, балах и приёмах, что превращается в орудие изощрённого женского кокетства. В конструкции веера, в его декоративном оформлении отобразились интересы и вкусы дам того времени. У вееров, как и у нарядов, существовал строгий регламент. О назначении веера «говорили» рисунки, они охватывали все темы жизни. Существовали веера для первого бала, свадебные, траурные. Они изготавливались из дерева, черепахового панциря и слоновой кости, кружева и муслина, бумаги и перьев.
Наиболее полно в экспозиции представлены веера эпохи модерн. Развёрнутые веера похожи на диковинных птиц и красивых бабочек. Кажется, что они и сейчас навевают лёгкую прохладу. Некоторые старинные веера по сей день хранят лёгкий аромат старинных духов. Парфюмеры пропитывали веера различными ароматами.
Изощрённость в пользовании веером привела к возникновению специального веерного языка, который являлся живым и образным способом передачи чувств, настроений, намерений.
Если бы веер заговорил!.. О, как много поведал бы он о своём веке. О своей хозяйке, о тайных знаках любви, которые он передавал. Знаменитой французской писательнице мадам де Сталь принадлежит фраза: «По манере пользоваться веером я легко могу отличить княгиню от графини и маркизу от разночинки». Веер служил и своеобразным сводом любовных стихов, афоризмов, песен, нот. Начертанные на нём или прикреплённые с обратной стороны фразы развлекали участников вечеров и приёмов, помогали их владелицам блистать остроумием. Неслучайно во Франции родился афоризм: «Веер в руках красавицы – скипетр на владение мира».
В середине 1910-х годов веер выходит из моды. После потрясений Первой мировой войны веер и его культ исчезают. Во времена тяжёлых военных потерь это хрупкое эфемерное творение было ни к чему. Веера «мелькнули» во времена НЭПа, в 1950-х, во времена дружбы с Китаем, ненадолго появились небольшие китайские веера из резного сандала, покрытого расписным шёлком.
После исчезновения из светской жизни веера стали элементом маскарада, сувениром и предметом коллекционирования.
На выставке «Предмет коварства и любви» представлено около 200 предметов, рассказывающих об истории веера.
Выставка работает с 4 декабря 2014 года.