Из коллекции Алекса Лахмана и собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва
Выставка будет проходить с 22 октября по 14 декабря в Мультимедиа Арт Музее, Москва
В рамках программ "Классики российской фотографии" и "История России в фотографии", над которыми музей работает с 1997 года, МАММ представляет ретроспективу одного из блистательных фотографов-пикториалистов - Юрия Еремина. Русская школа пикториальной фотографии занимала особое место в истории мирового фотоискусства, творчество фотографов-пикториалистов прекрасно вписывалось в мировой художественный контекст - Юрий Еремин, Александр Гринберг, Николай Андреев, Николай Свищов-Паола представляли Россию на крупнейших международных фотографических выставках и салонах в Европе, США, Японии, откуда зачастую увозили самые престижные награды.
Пикториализм, возникший в мировой фотографии в конце XIX века, к середине 20-х годов ХХ века практически полностью исчерпал свой эстетический потенциал. Послевоенная Европа обратилась к авангарду, репортажу, арт-фотографии. Однако в СССР, в 20-30 годы он обрел второе дыхание. Пикториалисты, стремились приблизить фотографию к живописному произведению, это достигалось благодаря использованию мягкорисующих объективов и очень сложной техники печати. Для того чтобы стать художником-пикториалистом, требовалось "всего-то" подобрать особую оптику, позволяющую избегать резкой детализации снимка, ознакомиться с огромным количеством способов печати, а также научиться корректировке изображения во время его проявки. Пикториалисты, подобно импрессионистам были мастерами настроения, только инструментом их была не живопись, а светопись.
Юрий Еремин родился в 1881 году в станице Казанской Области войска Донского. Закончил курсы учителей начальных классов и даже успел поработать учителем в базовой школе грамотности. В 1901 году - уехал в Москву, где почти десять лет служил конторщиком на Московско-Курской железной дороге. Примерно в это время Юрий Еремин и увлекся фотографией. Уже в 1907 году за пейзаж в пикториальной манере, он завоевал золотую медаль международной выставки пикториальной фотографии в Ницце. В 1909-м - Юрий Еремин женился и отправился в долгое путешествие по Европе, оказавшее огромное влияние на его вкус и стиль. Еремин постоянно занимался самообразованием: в Париже посещал классы рисунка Академии Родольфо Жюлиана, курсы философии в Сорбонне, занимался фотографией - один из "европейских" снимков принес ему медаль Русского фотографического общества.
В самом начале Первой мировой войны в 1914 году Юрий Еремин устроился фотографом-рентгенологом (точнее заведующим рентгеновским кабинетом) Солдатенковской больницы. А в 1915-м - отправился на фронт.
В 1918 году Еремин основал фотографическое объединение "Сецессион"/ "Secession", просуществовавшее до 1922 года, поступил во ВХУТЕМАС, занялся фотографированием и зарисовкой исторических и культурных памятников России, начал сотрудничать с Агентством Пресс-Клише (предшественником Фотохроники ТАСС), а также с Экспортиздатом; стал членом редколлегии журнала "Фотограф", заведующим фотолабораторией МУРа; начал преподавать во ВХУТЕИНЕ, Полиграфическом институте, МАРХИ и др.
В 1920-30-х годах Еремин активно выставлялся и не менее активно участвовал в публичных дискуссиях о фотографии. В 1926 году он стал председателем секции художественной фотографии РФО, а также принял участие во Второй выставке "Искусство движения". В том же году в Берлине вышел фотоальбом "Москва", авторами которого были Александр Гринберг и Юрий Еремин. В одном только 1928 году Еремин принял участие в семи международных выставках в Европе и США. Однако в СССР фотограф все чаще сталкивался с критикой. В этот период в советской фотографии столкнулись две идеологии, две эстетики - авангардной и пикториальной фотографии.
Александр Родченко, возглавлявший плеяду молодых авангардистов и конструктивистов, в 1928 году писал в журнале "Новый ЛЕФ": "Мы боремся даже не с живописью (она и так умирает), а с фотографией "под живопись""… Интересно, что Родченко, много лет боровшийся с пикториализмом, создал великолепные серии о балете, театре и цирке, выполненные в пикториальной манере.
Некоторое время фотографы-пикториалисты продолжали работать и принимать участие в крупных выставках, как например "Мастера советской фотографии" (1935), но в прессе преобладали крайне негативные оценки. Журнал "Советское фото" просто обвинял их в "любовании остатками дореволюционной культуры дворянских усадеб и архитектуры старой Москвы", "изображении никому не нужных сюжетов сельской жизни в период социалистического переустройства деревни", "не нужной рабочему классу обнаженной натуры".
В 1936 году во время дискуссии "О формализме и натурализме в искусстве" пикториальную фотографию заклеймили как "буржуазную" и "несвоевременную", "мешающую своим упадническим настроением" рабочему классу создавать новое искусство. Многие предпочли скрывать свое увлечение пикториализмом, а некоторые совсем от него отказались. Николай Петров возглавил кабинет судебной экспертизы; Леонид Шокин стал фотокорреспондентом газеты, а Николай Свищов-Паола устроился на работу в Дом пионеров. Однако Юрий Еремин, закрывшись в ванной комнате коммунальной квартиры, продолжал тайно делать пикториальные отпечатки в миниатюрном формате.
Во время Второй мировой войны Юрий Еремин тесно сотрудничал с Главным управлением по охране памятников. В декабре 1944 года он продал ГУОПу более 2500 негативов. В 1947 году Еремин стал фотокорреспондентом ТАСС - официального новостного агентства СССР. В 1948 году Юрий Еремин скоропостижно скончался от сердечного приступа.
На выставке в МАММ будут представлены работы из собрания музея "Московский Дом фотографии" и частных коллекций, иллюстрирующие все периоды творчества мастера, многие из фотографий, зрители увидят впервые.