«Библией для неграмотных», «бессловесной проповедью» называли иконы и храмовые росписи в древности. Без молитвенного вдохновения, сердца чистого, ума возвышенного художник не мог создавать «богословия в красках».
Потому имена великих изографов в России наперечёт – Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий… «Последним из великих» называют Гурия Никитина, в XVII веке расписавшего Троицкий собор в Костроме, церковь Ильи Пророка в Ярославле.
Работа в Спасо-Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиева монастыря стала не только лучшей – прощальной: через два года по её завершению Гурий Никитин умер. В радостных, лёгких, певучих красках, покрывающих стены храма, навсегда осталась душа гения.
Более века фрески Гурия Никитина были скрыты под поздними записями. Освобождение их «из плена» шло с 1968 года. Наконец настал момент увидеть их в первозданном виде!
СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ, И НА ЗЕМЛЕ МИР,
В ЧЕЛОВЕЦЕХ БЛАГОВОЛЕНИЕ!
Гурий Никитин Кинешемцев родился (точная дата неизвестна) около 1620–1625 гг. в Костроме, в семье, не связанной с иконописью. Он с молодых лет обратил на себя внимание способностями к искусству живописи, это был «художник Божией милостью».
Возглавив самостоятельную артель мастеров, Гурий Никитин развивает лучшие традиции костромской школы «стенного письма» в церквях и соборах Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы.
Гурий Никитин был одним из немногих костромских мастеров, способных к «образному мелкому доброму письму». В письме икон он получил не меньшее признание, чем в стенописи. Блестящее владение техникой иконописи, требующей точности руки и дисциплины рисунка, было той школой, которая оттачивала мастерство художника и обеспечивала выразительность рисунка и постоянное совершенствование в искусстве фрески.
В 1689 г. Гурий Никитин, его помощник Сила Савин и десять иконописцев артели работают в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Роспись собора суздальского монастыря стала последней или одной из последних работ прославленного мастера.
На протяжении XVIII – начала XX в. фресковая живопись Спасо-Преображенского собора неоднократно поновлялась. В 1866–1867 гг. были проведены крупные работы по записи стен и сводов собора, которые полностью скрыли живопись Гурия Никитина.
Спустя столетие в соборе начались реставрационные работы. Благодаря кропотливому труду нескольких поколений реставраторов была сохранена фресковая живопись одного из лучших мастеров XVII в. Гурия Никитина.
Запатрин Александр Васильевич – художник –реставратор первой категории
Этапы реставрации фресковой живописи Спасо-Преображенского собора
1968 г. – начало реставрационных работ по сохранению фресковой живописи собора.
1968–1985 гг. – комплекс противоаварийных работ:
– укрепление грунта и красочного слоя стенописи, удаление поздних записей XIX–XX вв. в южном притворе, барабанах собора, центральной апсиде, Евфимиевом приделе и в галерее собора;
– бортовое укрепление изначального штукатурного грунта и воссоздание штукатурки в местах её утрат по низам собора;
– антисептирование живописи по подольной части собора;
– консервационные работы в киотах на фасадах собора.
1986–1995 гг. – поэтапная реставрация живописи, охватившая часть западной, северную стену собора, пилоны, северо-восточную и юго-восточную апсиды.
1995–2000 гг. – завершение работ по реставрации живописи в алтаре;
– укрепление живописи в нижних частях стен, пилонов, алтаря во вновь появившихся очагах разрушения;
– тонировки в местах утрат красочного слоя.
2009 г. – реставрация фресковой живописи в киотах на фасадах собора;
– реставрация живописи Евфимиева придела.
2010 г. – реставрация фресковой живописи на трёх порталах галереи.
2013–2014 гг. – реставрация фресковой живописи на южной стене, части западной стены, в центральном и двух западных барабанах.