Первый на Соловках архитектурный проектный семинар, организованный Центром Современного Искусства "АРТ-АНГАР" (куратор Евгений Шкаруба), проходил с 7 по 12 июля 2001 г. в "Ангаре для гидросамолета", памятнике архитектуры 1925 года. В семинаре участвовали современные художники и архитекторы из Москвы и Новосибирска, по преимуществу бывшие "бумажные архитекторы"*. Участники решали творческие задачи, а также обсуждали более общие вопросы региональной культурной политики: о способах влияния на культурный климат региона, о схемах взаимодействия традиционного музея и актуального искусства, о восстановлении культурной преемственности между XIX и XXI веками, о преодолении островной изоляции и доступе к современным информационным технологиям. Не претендуя на полноту и универсальность предложенных ответов, и осознавая сложность поставленных вопросов, участники, тем не менее, постарались отыскать векторы развития новой истории Соловков и продемонстрировать возможности современного искусства в пространстве уникального архитектурно-природного заповедника Соловецкого архипелага. В результате недельной проектной работы, творческих дискуссий с музейными сотрудниками, экскурсий, коротких антропологических видеоэкспедиций и пленэрных упражнений на отчетной выставке было представлено пять проектов:
1. АЭРО-КАМЕННЫЙ МОСТ Юр. Аввакумова как футуристический проект нового мультифункционального Соловецкого аэропорта соединил местные строительные приемы (каменная кладка из природных валунов) с современной строительной технологией (криволинейные титановые оболочки).
2. Проект ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ГОСТИНИЦЫ архитектора Бориса Бернаскони и художника Алены Кирцовой предлагает аскетичное по форме и колориту решение (свет снаружи - цвет в интерьерах) с оранжереей на крыше как художественное напоминание об архимандрите Макарии и его ботанических опытах.
3. ФЛОРЕНСКИЙ СВЕТ группы а-ноль -- метафизический памятник о.Павлу Флоренскому, искусствоведу, ученому и узнику Гулага - подводные маяки, световые столбы, освещающие и 'освящающие' акваторию Соловецкого острова.
4. АРТ-ЗОНА Михаила Лабазова и Андрея Савина - провозглашение заброшенной промышленной зоны территорией современного искусства, создание художественных объектов из мусорных материалов, арт-провокация местного сообщества либо к сотворчеству, либо к сопереживанию локальной экологической катастрофы.
5. ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Вячеслава Мизина и Павла Лабазова - видеоэкспедиция, исследующая быт и объекты жизнедеятельности человека на Соловках в широком спектре между высокой и низкой культурами, серия интервью с местными жителями, туристами и художниками, исследующая проблему идентичности и самоидентификации в современной ситуации жизненного уклада Соловецкого сообщества.
(* Бумажная Архитектура - жанр концептуального проектирования 1980х и творческая группировка молодых архитекторов, декларировавшая самоценность проекта как такового, не предполагающего немедленной реализации. За десятилетие участия в международных конкурсах архитектурных идей молодыми российскими архитекторами было завоевано более пятидесяти премий. Выставки Бумажной Архитектуры проходили в престижных выставочных залах 15 городов мира.)